На главную | Контакты
От составителя | Всех родов оружия солдаты | Боевая гвардия труда | Книги правды о войне | Указатели

 

1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7 I 8 I 9 I 10 I 11 I 12 I 13 I 14 I 15 I 16 I

 

3

ВСТУПЛЕНИЕ

За этот мир платили мы в боях
Ценой не малою - большой ценою.
Четыре страшных года на плечах
Пронёс не кто-нибудь, а мы с тобою.

 

В моём кратком повествовании освещены, пожалуй, самые основные деяния и стремления рядового советского гражданина за весь период его сознательной жизни.

Мои слушатели или читатели, каждый по-своему, сообразуясь со своим жизненным опытом и кредо и своими философскими воззрениями на жизнь, которые у каждого обязательно есть, оценят всю мою жизнь и этот маленький труд - рассказ о ней.

Ну а я на фоне всего пережитого и содеянного мной хотел бы обернуться назад и вспомнить, откуда есть пошла история моей семьи, её истоки, её возрастные трансформации и отдать дань благодарности моим предкам: родителям и воспитателям, друзьям и товарищам, о которых я всегда вспоминаю с благодарностью, а со многими из них поддерживаю дружеские связи и теперь.

Историю семьи я знаю плохо -Летописцев у нас в роду не было. Бурный двадцатый век раскидал по Омску и другим городам и регионам большинство моих ближних и дальних родственников. Прямые мои предки рано ушли из жизни. Из четырёх моих дедов и бабок я видел и помню только мать моей матери - бабушку Татьяну. Её муж Пётр - водолей, то бишь шкипер, тобольский житель, умер рано, а о дедушке Сидоре и о матери отца и мачехе (не знаю, как звали) я почти совсем не осведомлён. Так что пишу свои биографические вехи почти с чистого листа. О двоюродных и троюродных родственниках речь пойдёт позже по мере возможностей.

ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, ГОДЫ УЧЁБЫ

Народился я в самые тяжёлые годы жизни народов России Страна уже испытала все «прелести» выпавшей на ее долю первой в истории нашей планеты мировой войны. Но не как долю завоевателей, а наоборот - обороняющихся.

Великий социальный перелом - Октябрьский - известил о начале новой эпохи. Новая власть трудящихся закончила тяжёлую гражданскую войну, где решалась судьба новой эпохи. «Быть или не быть». Новая власть проходила новые уроки укрепления её самой: вывода страны из разрухи, становления новых структур и институтов. Всё было: война брат на брата, «военный коммунизм», «развёрстка», «НЭП». Верь мир считал, что Россия погибнет в хаосе власти и производства, вымрет с голоду. Так заканчивался 1921 год.

3 января 1922 года в семье Макаровых родился третий сын - Борис и начал свой цикл преодолений различных коллизий и проблем, не в малом числе вставших на его жизненном пути от рождения до настоящих дней. А было проблем этих ой как не мало. Итак, я родился на год раньше рождения Союза Советских Социалистических Республик. Но больше всего горжусь тем, что появился на свет в стране, где родился и жил В. И. Ленин, и что я более двух лет рос при его жизни.

Родословная моей семьи уходит, похоже, глубоко в историю города Омска, где я родился и воспитался.

Отец мой, Александр Сидорович, 1886 года рождения, писавшийся мещанином, был неграмотным. Одно время работал на угольных шахтах, занимался легковым извозом. Перед самой коллективизацией лет пять арендовал участок земли на двенадцатом километре от Омска по Сыропятскому тракту, где прошло моё раннее, наверное, самое счастливое детство, на хуторе (заимке) с четырьмя арендаторами. Это я уже помню. Но с начала коллективизации, на пятом году аренды, оставили её, и с тех пор отец стал городским пастухом - пас личных коров жителей теперешнего Куйбышевского района города Омска. Я и мой старший брат были у него подпасками.

Мать, Александра Петровна, 1893 года рождения, уроженка Тобольска, рано осталась сиротой, без отца. Жила в приюте (теперь детский дом). Затем была домработницей, служанкой у хозяев. Имея четырёх сыновей (была дочь - рано умерла), вела домашнее хозяйство, в котором были и скот и птица, помогала отцу - пасла общественный скот, вела семью. Была она малограмотная, но достаточно эрудированная, добрая мать и хозяйка. Вся идеология жизни, становление личности проходили через неё. Она привила нам порядочный образ жизни, способствовала получению высшего образования. Привила ответственность за свои поступки. Выпустила нас в жизнь.

В школу я пошёл по тем временам рано, не было и семи лет. Школа моя 4-хлетка, деревянная, но красивая, на четыре классных комнаты, носившая № 26, располагалась недалеко по улице Большой Луговой на берегу реки Оми, до сих пор в памяти как светлое пятнышко. Затем до седьмого класса учился в школе № 31 «имени 22 декабря» по улице Первая Линия (теперь Куйбышева). Эта школа также оставила неизгладимый след. Со многими бывшими выпускниками нашего потока мы поддерживаем дружеские отношения и сейчас. Крепкой дружбой товарищество наших однокашников связывает с нашим лучшим другом, каким является для нас бывший классный руководитель, преподаватель немецкого языка, Ирма Фёдоровна Полисадова. В 1988 году мы у неё дома отметили её восьмидесятилетний юбилей, а в 1990 году - 82-летие. Она в годы учёбы нашей была мать и друг и в учебе и в досуге. Она вела с нами большую воспитательную работу в разных областях культуры, этики, доброты в отношениях, то есть закладывала первые зачатки настоящего культурного человека. Её уроки, с полной ответственностью утверждаю, пригодились мне и в части знания немецкого на войне, и в части культуры общения как в Германии, так и на Родине во всей моей жизни.

Заканчивал я школьное образование, десять классов, в школе № 38 по Первой Линии, угол улицы Лермонтова. Носила она имя Комсомола Сибири. И не даром. Будущие школьники участвовали в строительстве. здания и самой жизни школы.

Нам всегда казалось, да так оно и было, что нам везло на учителей. Мы всегда с благодарностью вспоминаем преподавателей, по немецкому языку - Эльзу Карловну Браун, по математике - Александру Николаевну Сычук, по физике - Эрахмиэля Яковлевича Лейфер, всех преподавателей литературы и русского языка. Мы всегда по этой школе тосковали - всю жизнь и до сих пор поддерживаем с ней самые тесные контакты. В 1990 году на квартире Э.Я Лейфера мы отметили его восьмидесятилетний юбилей. Начиная с 30-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне, через каждые пять лет, мы, выпускники с 1936 по 1942 годы собираемся в нашей родной школе. Ведь почти все ребята и даже многие девушки этих выпусков прошли дорогами войны. С нами рядом на встречах были многие из преподавателей, воспитавшие нас.

В период между этими встречами выпускники - омичи ведут воспитательную работу, участвуют в создании и работе школьного музея. Значительная работа в этом направлении велась и мной. За мной была инициатива в организации всех вышеуказанных встреч и проводимой нами работы. А работы был непочатый край. Нам хотелось поделиться с новым поколением своим уже достаточно богатым опытом. Впечатлениями и воспоминаниями о той обстановке, в которой жило общество довоенного, военного и послевоенного периодов. Каждый из этих периодов был по-своему особенным, и в то же время их объединяло очень многое. Без раскрытия этих факторов сложно делать какие-либо обобщения.

В довоенное время страна переживала ещё большие трудности в экономике, в социальном плане. Стартовые условия развития сельского и промышленного хозяйства, полученные от дореволюционной экономической формации, были крайне низки. И в сельском хозяйстве, и в промышленных и ремесленных предприятиях преобладал ручной труд. У моего отца - арендатора ещё перед коллективизацией не выходили из употребления соха, коса и серп. Самое крупное предприятие Омска для села могло выпускать конные плуги. А если учесть, что с четырнадцатого года промышленность в лучшем случае работала на оборону, а в основном разрушалась войной с Германией, а затем и с собственным народом, то производительные силы сокращались до нуля. Что получала деревня от промышленности и в хозяйстве, и в социальном плане? Основной обувью были лапти, а одеждой - домотканые штаны и рубахи, а поверх - шабуры. Это-то я уже хорошо помню. Не говоря уже о культуре в её высоком духовном значении, ведь мы сейчас вспоминаем о высокой культуре только в дворянском обществе. В те времена для трудящихся она была практически недоступна.

И ещё. Весь предвоенный период (да и послевоенный) был перегружен противостоянием всего западного империализма «одной отдельно взятой стране». Отсюда вытекают все прямые разрушительные действия путём прямого военного вмешательства стран Антанты, Америки, агрессии на территории нашей страны, постоянные диверсии, шпионаж, политические диверсии, экономические блокады, заговоры и убийства. Наша страна всю свою историю была костью в горле монополистического империализма. Что из всего этого вышло - мы уже лицезреем, а что ещё будет - ещё посмотрим. Это и от нас зависит. Но хотелось бы попутно отметить, что сталинские перегибы в большинстве нельзя оправдать, но они родились не на пустом месте. А твёрдость руки власть предержащих во внутренней и внешней политике в большинстве своём оправдывается и правыми, и левыми, и большей частью народных представителей.

И вот Великий Октябрь расковал духовные силы народа, дал огромные возможности проявить себя, приобщиться ко всему тому, что выработало человечество. Люди толпами потянулись в промышленное производство, на учёбу, к культуре. Получился огромный эмоциональный всплеск. Стремление к познанию нового, ранее недоступного; проверить свои возможности в производстве, науке, культуре. И какой развился невиданный в мире энтузиазм, самоотдача! Всё это продолжалось десятилетиями, появлялось в самых экстремальных ситуациях, особенно в науке, на фронтах при защите отечества, в производстве и т, д. Людей не страшили многие трудности, какие переживало общество. Единственное, что могло сдерживать этот порыв, особенно в последние десятилетия, - это факты несправедливости со стороны владеть- имущих. Но это стало потом. А в предвоенную пору в народе наблюдался великий подъём созидательных сил, культуры и человеческих ценностей. И лозунги были соответствующие: «Один за всех, все за одного», «Человек человеку брат». Вот такой фон общественного сознания был в тот период.

На этом фоне системе образования и общего повышения культуры и науки в стране придавалось огромное значение. В кратчайший период почти полностью была ликвидирована неграмотность населения страны. Для решения этой задачи были подняты все слои населения в городах и селах, было открыто большое количество гуманитарных и отраслевых средних и высших учебных заведений, масса технических, ремесленных училищ. Как говорили тогда: вся страна села за парты. И в нашей семье только старший брат: Александр не закончил десятилетки, а все остальные в разное время закончили ВУЗы и получили высшее техническое образование. Нужно сказать, что все мои товарищи по школе, начавшие после семилетки учёбу в восьмом классе средней школы, успешно закончили её и после этого поступили в высшие учебные заведения. И только небольшое количество ребят и девчат по разным причинам пошли учиться в техникумах или на, производство, в том числе и из-за довольно сложной материальной жизни в отдельных семьях. Окончанию ВУЗов помешала война, откуда многие из моих товарищей не вернулись.

После окончания десятого класса я пошёл по стопам старшего брата Виктора - поступил в Свердловский Горный институт по разведке полезных ископаемых и окончил один курс. В связи с омоложением армии и с призывом уже не с 20 лет, ас 18, со второго курса я был призван на срочную военную службу. «Финская» война 1939-1940 года, напряжённое положение в мире - вероятно этим и обосновывался новый срок призыва в армию. Я выехал из города Свердловска, где призывался, 10 октября 1940 года к месту службы в городок Плявиняс Латвийской республики, где и служил до начала войны.

Закончить же институт мне довелось только после окончания войны, которую я прошёл с начала до конца, от первого до последнего дня и часа, и еще год пребывал в составе оккупационных войск в Германии (Магдебург). В 1948 году я поступил на второй курс Омского политехнического (тогда машиностроительного) института. Закончил его в 1952 году в качестве инженера-механика и технолога литейного производства. В нём я получил также специальность и звание инженера-лейтенанта бронетанковых и механизированных войск.

В дальнейшем мне ещё много приходилось совершенствовать свои знания и опыт как самостоятельно, так и на различных курсах усовершенствования и переподготовки специалистов и руководителей производству. Этого требовала жизнь. Появились новые отрасли в науке и производстве. Страна вышла на уровень высокоразвитой державы. Получила мощное развитие индустрия страны; была проведена широкая механизация сельского хозяйства. Наше общество вышло на передовой уровень мировой науки и культуры. Всё это постоянно требовало высококвалифицированных кадров. И страна во все времена своего существования представляла собой мощный конгломерат учебных и научных заведений по подготовке и переподготовке кадров рабочих, специалистов и руководителей различных отраслей. И до последних лет на каждом предприятии существовали на постоянной основе учебные центры по подготовке и переподготовке необходимых ему кадров. В каждом высшем учебном или научном учреждении существовали кафедры или курсы по подготовке или переподготовке дипломированных специалистов. Потом развивалась сеть общегосударственных и отраслевых систем подготовки и переподготовки рабочих кадров специалистов, отраслей. За свою уже позднюю деятельность я прошёл курсы переквалификации главных инженеров городского газового хозяйства в 1959 году в системе учебных заведений министерства коммунального хозяйства Российской Федерации. А уже в 1975 году, работая на заводе имени Карла Маркса, я закончил курсы переподготовки дипломированных инженеров в Московском институте нефти и газа в промышленном производстве.

В этом абзаце я останавливался на материально-техническом аспекте работы с кадрами. Но кадровая политика имеет и не менее важный моральный аспект - это повышение культурного уровня кадров, это уровень общения различных групп общества между собой и внутри их, аспект решения межнационального общения, создание высокоморального климата общения и уважение общечеловеческих ценностей. Так в нашем Машиностроительном институте сложился дружеский многонациональный коллектив не только нашей группы, но и всего курса. Этой дружбе мы остались верны и до сегодняшних дней. С момента окончания институту через каждые пять лет собираемся на курсовые встречи в стенах альма-матер. Стараемся сохранить красоту человеческого общения, наш жизненный тонус и не поддаваться старости, а, наоборот, сохранять добрый дух молодости. И съезжаются на встречу со всех уголков Советского союза, а то и планеты, друзья, однокашники, люди, не отягчённые никакими размолвками, ни обидами. И это факт.

1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7 I 8 I 9 I 10 I 11 I 12 I 13 I 14 I 15 I 16 I

© 2011 Бюджетное учреждение города Омска "Омские муниципальные библиотеки"
Центральная городская библиотека, адрес: 644010, г. Омск, ул. Масленникова, 62, т/ф: 31-52-08