Обнажённый нерв эпохи Поэзия труда и борьбы Будни и праздники
поэта Николая Некрасова
В краю моем родимом
Основные произведения Литература о творчестве Литература о жизни писателя Некрасовские места России

 





Аникин, В. П. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» / В. Аникин. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва : Художественная литература, 1973. – 76, [2] с. – (Массовая историко-литературная библиотека). – Текст : непосредственный.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – путешествие-странствие героев в поисках счастливого человека на Руси, итоговое произведение поэта, народная эпопея, куда вошел весь многовековой опыт крестьянской жизни, все знания о народе, собранные поэтом «по словечку» в течение двадцати лет. Автором рассмотрена идейная, композиционная и стилистическая структура поэмы, фольклорная основа языка которой помогает точнее и полноценнее выразить русскую душу.


 

Архипов, В. А. Поэзия труда и борьбы : очерки творчества Н. А. Некрасова / В. Архипов. – Москва : Советская Россия, 1973. – 399 с. – Список лит. в примеч.: с. 391–398. – Текст : непосредственный.

Очерки охватывают творчество поэта в ряде главных и определяющих моментов. Все творчество Некрасова – поэзия острых социальных столкновений. Труд и борьба – вот ведущее начало жизни, характеристика личности, господствующая страсть поэзии и главные герои произведений Некрасова.


 

Бухштаб, Б. Я. Н. А. Некрасов : проблемы творчества / Б. Бухштаб. – Ленинград : Советский писатель, 1989. – 349, [1] с. – Текст : непосредственный.

Книга известного исследователя русской поэзии 19 века, библиографа и критика, автора исторической и детской художественной прозы Бориса Яковлевича Бухштаба, является итогом более чем полувекового изучения творчества поэта. Работы автора о лирике, эпосе и сатире Некрасова опираются на документальные материалы: архивные источники, письма, воспоминания, прижизненные издания. Книга написана доступным языком, с редкостной увлеченностью.


 



Бойко, М. Н. Лирика Некрасова / М. Бойко. – Москва : Художественная литература, 1977. – 118 с. – (Массовая историко-литературная библиотека). – Библиогр.: с. 117 (5 назв.). – Текст : непосредственный.

В работе над книгой раскрывается духовный мир великого поэта, мир скорби и борьбы, и в то же время – его поэтический мир, его художественное новаторство, наложившее отпечаток на все последующее развитие русской поэзии. По мнению автора, Некрасов указал и открыл путь к тому, без чего поэту нельзя было по-настоящему реализоваться, дышать полной грудью. Народность стала главной темой его творчества.




 



Волкова, Л. Д. «Душа народа русского...» : поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» : книга для учителя / Л. Д. Волкова. – Москва : Просвещение, 1992. – 110, [2] с. – Текст : непосредственный.

В книге дана система уроков по изучению произведения, анализ которого построен с учетом творческого замысла поэта, а также исходя из ученического восприятия поэмы. Предложены разработки разнообразных типов уроков. Весь ход изучения направлен на то, чтобы побудить учащихся осмысливать текст, постигать своеобразие поэмы, тесную связь поставленных в ней проблем с общественным движением и духовной жизнью России 60–70-х годов 19 века.


 

Гин, М. М. От факта к образу и сюжету : о поэзии Н. А. Некрасова / М. Гин. – Москва : Советский писатель, 1971. – 301, [2]. – Текст : непосредственный.

На основе тщательного изучения художественного мастерства поэта и его эпохи автор убедительно анализирует своеобразие его творческой лаборатории, ощутимо показывает, как, проходя через магический кристалл творчества, претворяется в художественный образ и сюжет, в произведение искусства.



Корман, Б. О. Лирика Некрасова / Б. О. Корман. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ижевск : Удмуртия, 1978. – 297, [2] с. – Текст : непосредственный.

На широком историческом материале анализируется лирическая система Некрасова в единстве содержания и формы. Она сопоставляется с русской лирикой и русским романом 19 века. Одновременно рассматривается ряд актуальных вопросов теории лирики.






 



Краснов, Г. В. Последние песни / Г. В. Краснов. – Москва : Книга, 1981. – 111 с. – (Судьбы книг). – Текст : непосредственный.

Сборник «Последние песни» расценивается как «поэтическое завещание» Некрасова.

Очень часто, почти в каждом стихотворении, звучит мотив смерти, скорой кончины. Это не способ вызвать к себе жалость, но отражение реальной жизни. Поэт тяжело болел, трудно и мучительно умирал, но и в таких обстоятельствах он не молчал, продолжал писать, наставляя остающихся.

Некрасов прекрасно понимал, какую память должен оставить о себе. Трезво мыслящий человек, журналист, гражданин, он понимал, что народ запоминает только тех, кто, забыв о сиюминутной выгоде, своей корысти, будет трудиться на всеобщее благо, не надеясь на помощь окружающих, готовясь к одиночеству, трудностям, но в конечном итоге заслужит за свои труды доброе слово и память народную.




 



Прокшин, В. Г. «Где же ты, тайна довольства народного?...» / В. Г. Прокшин ; отв. ред. Л. А. Розанова. – Москва : Наука, 1990. – 207, [1] с. – (Литературоведение и языкознание). – Текст : непосредственный.

Филолог исследует все аспекты, в том числе жанровое разнообразие, творчества Николая Некрасова – сказки, водевили, романы, стихи и поэмы, постепенно подводит читателя к главному творению поэта, вершине его творчества – поэме «Кому на Руси жить хорошо». Исследуется жанр, сюжет, композиция произведения, образы литературных героев поэмы.


 

Прокшин, В. Г. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» : [учебное пособие] / В. Г. Прокшин. – Москва : Высшая школа, 1986. – 76, [4] с. – Текст : непосредственный.

В пособии акцентируется внимание на жанровой специфике произведения. Через анализ формы, жанра автор раскрывает его содержание. В своих рассуждениях он основывается на том, что в рукописи Некрасов назвал своё «любимое детище поэмой», а в суждении о нём – «эпопеей современной крестьянской жизни».


 

Рез, З. Я. Лирика Н. А. Некрасова в школьном изучении : (9 класс) : пособие для учителей / З. Я. Рез. – Москва : Просвещение, 1982. – 96 с. – Текст : непосредственный.

Рекомендации учителю-словеснику по анализу программных произведений поэта. В пособии разработана система заданий, необходимая для организации работы учащихся на уроке. Большое внимание уделяется нравственно-психологическим проблемам, поднимаемым в произведениях Некрасова.


 

Розанова, Л. А. О творчестве Н. А. Некрасова : книга для учителя / Л. А. Розанова. – Москва : Просвещение, 1988. – 237, [3] с. – Текст : непосредственный.

Подробно рассмотрены произведения, изучаемые в школе. Автор стремится дать целостное впечатление о поэтическом мире Некрасова. Этим обусловлено наличие в книге нескольких стержневых линий. Так в первой главе центральной является мысль о благородном сердце. Тема сохраняется в главах о матери, о родине, о бытие и быте народа. В завершающей части книги анализируются, преимущественно на основе текста «Кому на Руси жить хорошо», очень важные для раскрытия глубинных качеств творчества Некрасова темы и образы золотого «сердца народного», «почвы доброй», «души народа русского».


 

Розанова, Л. А. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» : комментарий / Л. А. Розанова. – Ленинград : Просвещение, 1970. – 319 с. – Текст : непосредственный.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова – путешествие-странствие героев в поисках счастливого человека на Руси, итоговое произведение поэта, народная эпопея, куда вошел весь многовековой опыт крестьянской жизни, все знания о народе, собранные поэтом «по словечку» в течение двадцати лет. Фольклорная основа языка поэмы помогла лирику точнее и полноценнее выразить русскую душу.




 



Скатов, Н. Н. Некрасов. Современники и продолжатели / Николай Скатов : очерки. – Москва : Советская Россия, 1986. – 334 с. [2] с. – Текст : непосредственный.

В очерках раскрывается взаимодействие поэзии Некрасова с другими поэтическими явлениями середины 18 – второй половины 19 века, прежде всего с поэзией Ф. Тютчева и А. Фета, её влияние на развитие демократической поэзии. Отражена проблема некрасовской традиции в начале 20 века (А. Блок, А. Белый) и в советской поэзии (М. Исаковский, А. Твардовский).




 



Скатов, Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему» : о творчестве Н. А. Некрасова : книга для учителя / Н. Н. Скатов. – Москва : Просвещение, 1985. – 175 с. – Текст : непосредственный.

Очерки освещают проблемы народности и гражданственности творчества Николая Некрасова, роль поэта и поэзии в обществе. Первая обобщающая глава рассказывает о Некрасове-поэте, вторая посвящена его журналистской деятельности (работе в журнале «Современник»). В последующих главах анализируются произведения Некрасова: «Песня Ерёмушке», «Железная дорога», «Элегия», поэмы «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».




 



Чуковский, К. И. Мастерство Некрасова / Корней Чуковский. – Москва : Художественная литература, 1971. – 709, [2] с. – Имен. указ.: с. 698–710. – Текст : непосредственный.

Книга известного детского писателя, поэта и литературоведа К. И. Чуковского «Мастерство Некрасова» в 1962 году удостоена Ленинской премии. В основном посвящена поэзии. Но в её первой части, прежде всего, в главе «Гоголь», имеется интересный материал о прозаических произведениях Некрасова, созданных в русле традиций Гоголя, в духе «натуральной школы».

Статьи

  • Вовнейко, Е. В. Великая сила любви / Елена Викторовна Вовнейко. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 2. – С. 14–15 : ил., портр.

    Пьеса о декабристах и их женах по мотивам поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины».

  • Грачева, И. П. Рязанские реалии в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» / Грачева Ирина Владимировна. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2016. – № 3. – С. 6–8 : ил. – Библиогр.: с. 8.

    С помощью архивных и мемуарных материалов комментируются события, изображенные в отрывке «Про холопа примерного – Якова верного».

  • Дмитренко, С. «Я выросла на лоне крепостного права» : крепостное рабство и русские писатели / Сергей Дмитренко. – Текст : непосредственный // История – Первое сентября. – 2016. – № 2. – С. 42–48 : ил. – Библиогр. в примеч.: с. 48.

    Отношение русских писателей XVIII–XIX веков к крепостному праву, отражение темы в их творчестве. Материал для интегрированного урока (истории и литературы) в 9 классе.

  • Зарубина, О. В. Стихотворение Н. А. Некрасова / Зарубина Оксана Витальевна. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2013. – № 6. – С. 42.

    Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка» в 9 классе.

  • Каганович, С. Л. История одного маленького открытия / Софья Львовна Каганович. – Текст : непосредственный // Литература – Первое сентября. – 2018. – № 5–6. – С. 51–53.

    Анализ последних стихотворений Н. А. Некрасова, опубликованных в 1877 году в сборнике «Последние песни. Стихотворения Н. Некрасова».

  • Карнизова, Н. В. Поэтические сближения: Тютчев и Некрасов / Наталья Владимировна Карнизова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 2. – С. 62–67 : ил., портр. – Библиогр.: с. 67.

    Интегрированный урок русского языка и литературы о творчестве Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева.

  • Кирасирова, Л. Н. Кому живется весело, вольготно на Руси? / Любовь Николаевна Кирасирова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2012. – № 6. – С. 82–90 : ил. – Библиогр.: с. 90.

    Театрализованная постановка по мотивам произведений Н. А. Некрасова для старшеклассников. Сценарий составлен городской библиотекой–филиалом № 33 Воскресенской ЦБС Московской области.

  • Колокольцев, Е. Н. Изучение стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» : VII класс / Колокольцев Евгений Николаевич ; ил. И. Глазунова. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2014. – № 5. – С. 32–36 : ил. – Библиогр. в конце ст.

     

  • Красников, Г. Карающая лира. Николай Некрасов / Геннадий Красников ; ил. И. Н. Крамского. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2014. – № 5. – С. 43 : ил.

    Актуальность творчества Н. А. Некрасова.

  • Красухин, Г. Г. Когда авторство переходит к народу : Н. А. Некрасов / Красухин Геннадий Григорьевич. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2018. – № 11. – С. 16–17.

    О стихах Некрасова, ставших русскими народными песнями (на примере стихотворения «Похороны»).

  • Кулакова, Е. Ю. В поисках счастья / Елена Юрьевна Кулакова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. – № 5. – С. 16–18 : ил. – Библиогр.: с. 18.

    Викторина по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» для 10 класса. Сценарий составлен учителем русского языка и литературы гимназии имени Ф. К. Салманова города Сургут Тюменской области.

  • Лебедев, Ю. В. Русская классическая литература о духовных основах труда, собственности и национальной школе / Юрий Владимирович Лебедев. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2015. – № 4. – С. 2–8 : репрод. – Библиогр.: с. 8 (13 назв.).

    Тема крестьянского труда и христианской трудовой этики в произведениях классиков русской литературы 19 века: Н. А. Некрасова, Г. И. Успенского, И. А. Гончарова, А. Н. Островского и других.

  • Макарова, Б. А. «Есть женщины в русских селеньях...» / Белла Александровна Макарова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 1. – С. 35–39 : ил., портр.

    Литературно–музыкальный сценарий по мотивам поэм Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины» для учащихся 8–10-х классов.

  • Мельник, В. И. Божий промысел вершил людские судьбы : поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» / Владимир Иванович Мельник. – Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2019. – № 19 (окт.). – С. 8–10.

    К 155-летию написания поэмы «Мороз, Красный нос».

  • Орлова, М. В. Ваше слово, эрудит! / Марина Владимировна Орлова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 8. – С. 38–41 : ил.

    Интеллектуальная творческая игра по произведениям Н.А. Некрасова (1821–1878). Сценарий для 5–9-х классов составлен специалистами Центральной муниципальной библиотеки имени Н. А. Некрасова города Ижевска Республики Удмуртия.

  • Пешкун, Л. Г. «Дед Мазай и зайцы» / Любовь Геннадьевна Пешкун. – Текст : непосредственный // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2016. – № 11. – С. 7–9.

    К 195–летию со дня рождения Н. А. Некрасова. Театрализованное представление для детей 9–10 лет. Сценарий составлен руководителем школьного музея поселка Янталь Иркутской области.

  • Сараева, С. Ю. Поистине народный поэт / Светлана Юрьевна Сараева. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2017. – № 5. – С. 46–49 : ил. – Библиогр.: с. 49.

    Сценарий мероприятия в библиотеке по творчеству Н. А. Некрасова и викторина по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  • Сиренко, Л. А. «Мечта любви, не знающей конца» : любовная лирика Н. А. Некрасова : IX класс / Сиренко Лидия Александровна ; ил. К. Горбунова. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2014. – № 5. – С. 30–32 : ил.

    Анализ любовной лирики поэта на уроках литературы. Героини стихов Н. А. Некрасова.

  • Третьякова, О. «Как странно я люблю...» / Ольга Третьякова. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2011. – № 7. – С. 68–71 : фот.

    Любовная лирика Н. А. Некрасова (1821–1878).

  • Шашкова, Е. В. «И вот они опять, знакомые места...». Тема родного дома в стихотворении Н. А. Некрасова «Родина» : Х класс / Екатерина Владимировна Шашкова. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2015. – № 4. – С. 8–10 : репрод. – Библиогр. в примеч.: с. 10.

     

  • Юшкова, Е. В. Пленительные образы Некрасова / Елена Валерьевна Юшкова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 8. – С. 31–37 : ил. – Библиогр.: с. 37.

    Литературно-музыкальный вечер о женских образах в поэзии Н. А. Некрасова (1821–1875). Сценарий составлен библиотекарем по работе с юношеством Увинской ЦРБ Республики Удмуртия.

  • Яштылова, Е. Истоки сюжета и образности рассказа Н. А. Некрасова «Ростовщик». Исследовательская работа ученика в рамках изучения литературного процесса 1840–1850-х гг. / Елена Яштылова. – Текст : непосредственный // Литература – Первое сентября. – 2018. – № 9–10. – С. 43–44.

     

Электронные ресурсы

  • Николай Алексеевич Некрасов : [сайт]. – URL: http://nekrasov-lit.ru/nekrasov (дата обращения: 12.10.2021). – Текст: электронный.

  • Бак, Л. Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо : [лекция] / Дмитрий Бак. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Эксперимент : международный культурный портал. – URL: https://md-eksperiment.org/post/20160725-nekrasov-n-a-lirika (дата обращения: 12.10.2021).

  • Безносов, Э. Л. Лекция 1. Лирика Н. А. Некрасова ; Лекция 2. Жанровое своеобразие лирики Н. А. Некрасова ; Лекция 3. Взгляды Н. А. Некрасова на задачи поэзии ; Лекция 4. Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ; Лекция 5. Проблематика и художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» / Эдуард Львович Безносов. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Эксперимент : международный культурный портал. – URL: https://md-eksperiment.org/post/20160725-n-a-nekrasov-4-lekcii (дата обращения: 12.10.2021).

  • Генерал Топтыгин : [мультипликационный фильм] / Союзмультфильм ; реж. Элеонора Тадэ, Иван Уфимцев. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Эксперимент : международный культурный портал. – URL: https://md-eksperiment.org/post/20160725-general-toptygin-1971 (дата обращения: 12.10.2021). – Текст: электронный.

  • Дедушка Мазай и зайцы : мультипликационный фильм / Свердловская киностудия ; авт. сцен. Александр Розин ; реж. Галина Тургенева. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Эксперимент : международный культурный портал. – URL: https://md-eksperiment.org/post/20160725-dedushka-mazaj-i-zajcy-1980 (дата обращения: 12.10.2021).

  • Золото, золото – сердце народное! : спектакль / Государственный академический театр имени Моссовета ; реж. Е. Завадский. . – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Эксперимент : международный культурный портал. – URL: https://md-eksperiment.org/post/20160725-zoloto-zoloto-serdce-narodnoe-1972 (дата обращения: 12.10.2021).

  • Игра в бисер. Кому на Руси жить хорошо : [видео] / [авт. и ведущий Игорь Волгин]. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Эксперимент : международный культурный портал. – URL: https://md-eksperiment.org/post/20160725-igra-v-biser-komu-na-rusi-zhit-horosho (дата обращения: 12.10.2021).

  • Русские женщины : отрывок из поэмы : телеспектакль / реж. Галина Самойлова. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Эксперимент : международный культурный портал. – URL: https://md-eksperiment.org/post/20160725-russkie-zhenshiny-1975 (дата обращения: 12.10.2021).

  • Счастливые люди : спектакль / Открытый театр Юлия Малакянца ; реж. Дмитрий Назаров. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Эксперимент : международный культурный портал. – URL: https://md-eksperiment.org/post/20160725-schastlivye-lyudi-2011 (дата обращения: 12.10.2021).

  • Шухаева, И. П. Николай Некрасов. Передача 3. Основные мотивы лирики. Типичные образы лирических героев : лекция / Ирина Петровна Шухаева. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // YouTube : видеохостинг. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=4bH6yohi08k (дата обращения: 12.10.2021).

  • Шухаева, И. П. Николай Некрасов. Передача 4. Женские образы, тема поэта и поэзии, гражданская позиция : лекция / Ирина Петровна Шухаева. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // YouTube : видеохостинг. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=-83BG90FavQ (дата обращения: 12.10.2021).

  • Шухаева, И. П. Николай Некрасов. Передача 5. Драматургия : лекция / Ирина Петровна Шухаева. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // YouTube : видеохостинг. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=TcPy_oOhRds (дата обращения: 12.10.2021).

  • Шухаева, И. П. Николай Некрасов. Передача 6. Поэмы: «Дедушка», «Русские женщины», «Современники» : лекция / Ирина Петровна Шухаева. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // YouTube : видеохостинг. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=uSBjqxhhl-8 (дата обращения: 12.10.2021).

  • Шухаева, И. П. Николай Некрасов. Передача 7. Поэмы: «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» : лекция / Ирина Петровна Шухаева. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // YouTube : видеохостинг. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=fm3Vc2CqaAI (дата обращения: 12.10.2021).

  • Шухаева, И. П. Николай Некрасов. Передача 8. Фельетоны : лекция / Ирина Петровна Шухаева. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // YouTube : видеохостинг. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=orO7m8f8-40 (дата обращения: 12.10.2021).

  • Шухаева, И. П. Николай Некрасов. Передача 9. Проза : лекция / Ирина Петровна Шухаева. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // YouTube : видеохостинг. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=rXDwTDvwxbo (дата обращения: 12.10.2021).

  • Шухаева, И. П. Николай Некрасов. Передача 10. Гражданская позиция : лекция / Ирина Петровна Шухаева. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // YouTube : видеохостинг. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=ztuUb9dWZh0 (дата обращения: 12.10.2021).

©БУК г. Омска «ОМБ», 2021
 Бюджетное учреждение культуры города Омска
«Омские муниципальные библиотеки»
Центральная городская библиотека
Отдел информационной деятельности


Отзывы и пожелания
принимаются по адресу:
oid.omb@mail.ru