Обнажённый нерв эпохи Поэзия труда и борьбы Будни и праздники
поэта Николая Некрасова
В краю моем родимом
Основные произведения Литература о творчестве Литература о жизни писателя Некрасовские места России

 





Полное собрание сочинений и писем : в 15 томах. Т. 1-10 : Художественные произведения / Н. А. Некрасов. – Ленинград : Наука, 1981 –2000. – Текст : непосредственный.

Полное собрание сочинений и писем включает все завершённые и незавершённые научно проверенные тексты Некрасова. Издание состоит из двух серий. Первая (1–10 тома) включает художественные произведения Некрасова. Вторая (11–15 тома) – критику, публицистику и биографические материалы. В фонде Центральной городской библиотеки имеется 11 томов настоящего издания. Принцип расположения произведений внутри серии – хронологический, с отдельными отступлениями в необходимых случаях. Каждый том издания содержит тексты произведений, другие редакции произведений, комментарии.


 

Избранные произведения / Н. А. Некрасов. – Москва : Художественная литература, 1985. – 510, [1] с. : портр., цв. ил. – Из содерж.: Несчастные ; Коробейники; Современники. – Текст : непосредственный.

Одно из произведений, включённых в сборник – эпическая поэма-путешествие «Коробейники», написанная для народа и о народе. Его глазами видит Русь читатель. Поэма написана в 1861 году и издана в серии «Красные книжки», предназначенной специально для народа и продававшейся по 3 копейки. Сюжет произведения Некрасов задумал во время охоты с крестьянином Гаврилой Захаровым, которому и посвятил поэму, назвав его другом-приятелем. Спутник рассказал Некрасову о том, как охотник убил из двустволки сразу двух бекасов, а потом и об убийстве двух коробейников в Московской волости. Тема произведения: преступление в народной среде и его причин – тяжёлая жизнь и неустроенный быт.


 

Избранные сочинения / Н. А. Некрасов ; сост., вступ. ст. и примеч. Н. Скатова ; худож. Д. Боровский. – Москва : Художественная литература, 1987. – 606, [1] с. : портр., [8] л. цв. ил. – (Библиотека классики. Русская литература). – Из содерж.: Русские женщины ; Дедушка. – Текст : непосредственный.

Поэма «Дедушка», вошедшая в сборник, написана в 1870 году. По цензурным соображениям автор не говорит прямо, что главный герой – декабрист. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, позволявший декабристам вернуться из ссылки.

Образ дедушки – собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского.

Главная тема произведения – передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей: свободы и счастья народа, процветания страны. Основная мысль – дело декабристов не погибло, его продолжат новые поколения.


 



Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов ; вступ. ст. и примеч. И. Ю. Твердохлебова ; рис. А. Лаптева. – Москва : Детская литература, 1971. – 380, [3] с. : ил.

Замысел поэмы появился у Некрасова еще в конце 1850-х годов, однако первую часть он написал уже после отмены крепостного права – примерно в 1863 году. Основой произведения стали не только литературные опыты предшественников поэта, но и его собственные впечатления и воспоминания. По задумке автора, поэма должна была стать своеобразной эпопеей, демонстрирующей жизнь российского народа с разных точек зрения. При этом Некрасов целенаправленно пользовался для ее написания не «высоким штилем», а простым разговорным языком, приближенным к народным песням и сказаниям, изобилующим просторечными выражениями и поговорками.

Работа над произведением заняла у Некрасова почти 14 лет. Но даже за этот срок он не успел воплотить свой замысел в полной мере: помешала тяжелая болезнь, приковавшая писателя к постели. Первоначально произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Маршрут путешествия героев, ищущих, «кому живется весело, вольготно на Руси», лежал до самого Петербурга, где им предстояла встреча с чиновником, купцом, министром и царем. Однако Некрасов понимал, что не успеет завершить работу, поэтому свел четвертую часть повествования – «Пир на весь мир» – к открытому финалу.




 



Лирика / Н. А. Некрасов ; сост. и примеч. А. М. Гаркави ; предисл. К. И. Чуковского ; рис. И. Д. Архипова. – Переизд. – Москва : Детская литература, 1979. – 141, [1] с. : ил. – (Школьная библиотека). – Из содерж.: Тишина ; Родина ; На Волге. – Текст : непосредственный.

Поэма «Тишина» увидела свет в 1857 году, когда ослабилось влияние цензуры. У поэта появилась возможность написать произведение, главным действующим лицом которого является народ, недавно переживший севастопольскую битву. В нём лирический герой сравнивает родину и жизнь за границей. Стоит отметить, что до 1864 года поэт не покидал пределы России, поэтому отображенные чувства – лишь предположение.


 

Мороз, Красный нос / Н. А. Некрасов ; худож. Константин и Фаина Мельниковы. – Ярославль : Верхне–Волжское книжное издательство, 1975. – 64 с. : цв. ил. – (Литературные памятники). – Текст : непосредственный.

Поэма «Мороз, Красный нос» остается одним из самых неразгаданных произведений Н. А. Некрасова. Одна из главных тем поэмы – смерть. Причем в ней показано три смерти: крестьянина, совершившего свой мужицкий жизненный подвиг, его вдовы, понесшей тяжкий подвиг русской женщины, и, наконец, схимницы в монастыре, отличившейся подвигом духовным. Столь широко введенная в поэму тема смерти не только придает ей особенный драматизм, но и влияет на всю её поэтику, на весь строй мышления автора, на необычное сочетание в ней бытового и мистического, реального и фантастического. Перед нами произведение, в котором сны теснейшим образом сплетены с явью, воспоминания и мечты – с реальностью. Некрасов глубоко проник в неповторимый образ духовного мышления народа, представил в ярких картинах и образах основы так называемого «двоеверия» и народного православия. В поэме отразился духовный опыт народа, в котором привычным, обыденным образом сочетаются язычество и христианство.



Последние песни / Н. А. Некрасов ; изд. подгот. Г. В. Краснов. – Москва : Наука, 1974. – 325, [1] с., [3] л. – Текст : непосредственный.

Сборник «Последние песни» рождался в особенной ситуации, вызванной болезнью поэта. Последние песни – прощальные песни. Эти стихи по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. Рядом с сознанием своих «вин» в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова.

Прощальные стихи – это сокровенный разговор поэта с народом, мудрое напутствие остающимся. Цикл «Последние песни» с примыкающими к нему произведениями справедливо расценивается как «поэтическое завещание» Некрасова.






 



Русские женщины / Н. А. Некрасов ; предисл. и примеч. Н. П. Суховой ; рис. Г. С. Волхонской. – Москва : Детская литература, 1983. – 93, [1] с.: ил.

Однажды Николай Некрасов был представлен Михаилу Сергеевичу Волконскому, с которым в дальнейшем сохранил приятельские отношения. От него поэт узнал историю о непростой судьбе его родителей, которая тронула Некрасова до глубины души. Он собрал и детально изучил все доступные исторические источники той поры и мемуары декабристов. Летом 1871 года в своей усадьбе Карабиха поэт начал работать над поэмой «Декабристки», которую впоследствии переименовал в «Русские женщины», как бы подчеркивая, что всем русским женщинам, независимо от социального сословия, присущи чувство долга, высокая нравственность, способность к самопожертвованию.

Некрасов задумывал свое произведение как единое целое, в котором будет несколько героинь, поэтому поэма состоит из двух частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». В каждой из них описываются определённые события: сборы в дорогу, прощание с близкими, воспоминания, впечатления и сложности в пути, достижение конечной цели, приезд к мужьям на рудники Нерчинска. Но особое внимание Некрасов уделяет изменениям в характерах героинь, наблюдает, как из светских дам, далёких от общественной жизни, они, по сути, становятся последовательницами убеждений мужей-декабристов, в трудные минуты способными проявить твёрдость характера.

Первая часть поэмы, посвященная Е. И. Трубецкой, была окончена в 1871 году. Вторая, в основу которой положены записи М. Н. Волконской, вышла в свет в 1872 году. У Некрасова был замысел по поводу третьей поэмы, которую он хотел посвятить А. Г. Муравьёвой, но она так и не была написана. Две поэмы под общим названием «Русские женщины» впервые напечатаны в журнале «Отечественные записки» в 1872–1873 годах.




 



Поэт и гражданин : избранные статьи / Н. А. Некрасов ; сост., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Скатова. – Москва : Современник, 1982. – 272 с. – (Библиотека «Любителям российской словесности». Из литературного наследия). – Текст : непосредственный.

«Вот, например, Некрасов – это талант, да еще какой!» Казалось бы, в такой характеристике В. Г. Белинского нет ничего необычного. Дело только в том, что критик говорит здесь не о Некрасове – поэте, а о Некрасове – авторе литературно-критических статей. Эта книга вводит читателя в атмосферу литературной и общественной жизни середины XIX века и знакомит с суждениями Некрасова о современных ему писателях и журналах.


 

Стихотворения / Н. А. Некрасов ; сост., вступ. ст. и коммент. Ю. В. Лебедева ; рис. В. А. Горячевой. – Москва : Детская литература, 2005. – 254, [1] с. – (Школьная библиотека). – Из содерж.: Крестьянские дети ; Школьник ; Плач детей. – Текст : непосредственный.

В сборник вошло около ста наиболее известных стихотворений, написанных с 1845 по 1877 годы. Произведения, написанные в период с 1845 по 1855 годы включительно, располагаются в издании в последовательности, определенной самим Некрасовым в поэтическом сборнике 1856 года. Особое место занимают стихотворения, создавшие живую и многоголосную галерею детских образов: «Крестьянские дети», «Школьник», «Плач детей». Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Николай Алексеевич Некрасов, были согреты горячей любовью автора. «Я детского глаза люблю выраженье, его узнаю я всегда», – писал поэт.


 

Стихотворения / Н. А. Некрасов. – Москва : Художественная литература, 1985. – 270 с. : ил. – (Классики и современники. Поэтическая библиотека). – Из содерж.: Вчерашний день, часу в шестом… ; В дороге ; Тройка ; В деревне ; Орина мать солдатская. – Текст : непосредственный.

В сборник включены наиболее известные стихотворения поэта, написанные им в 1845–1877 годах и представляющие разные аспекты его творчества. Городским беднякам посвящены циклы стихов «О погоде» и «На улице», о судьбе крестьянства – «Забытая деревня», «Несжатая полоса», «Железная дорога», о нелёгкой доле крепостных крестьянок – «В дороге», «Тройка», «Орина, мать солдатская», о любви – «Я не люблю иронии твоей», «О письма женщины, нам милой!».


 

Стихотворения. Поэмы / Н. А. Некрасов ; вступ. ст. и примеч. К. Чуковского. – Москва : Художественная литература, 1971. – 702 с. – (Библиотека всемирной литературы. Серия вторая. Литература XIX века ; т. 98). – Из содерж.: Саша ; Коробейники ; Маша ; Балет. – Текст : непосредственный.

«Саша» (1855) стала первой поэмой в творчестве Некрасова. Главная тема – влияние разных факторов на становление личности и её самосознания. Основная мысль – мировоззрение человека зависит от многих факторов: среда и даже природа, которая окружает его в детстве, воспитание и образование, круг чтения, люди и идеи, которые повлияли на него в юности. Дальнейшее становление человека зависит от его воли, от его деятельной природы. Именно поэтому люди, не имеющие твёрдой позиции, становятся «лишними людьми», а другие способны отдать свою жизнь служению людям.


 

Стихотворения и поэмы / Н. А. Некрасов. – Москва : Художественная литература, 1977. – 382, [1] с. – Из содерж.: В. Г. Белинский ; Поэт и гражданин ; На смерть Шевченко ; памяти Белинского ; Памяти Добролюбова. – Текст : непосредственный.

Некрасов и Белинский – известные критики, долгое время были знакомы лишь по переписке. Вживую они познакомились в 1842 году, между ними быстро завязалась крепкая дружба. После смерти Виссариона Григорьевича в 1848 году, Некрасов написал стихотворение «Памяти Белинского» (1853 г.). Изначально стихотворение носило название «Памяти приятеля», т. к. имя критика, его творчество долгое время были под запретом. В стихотворении поэт выразил сильную привязанность к умершему другу, называя его «братом по судьбе», вместе с которым они шли «одной тернистой дорогой», и сожаление о его печальной судьбе. Белинскому Некрасов посвятил и поэму: «Белинский» (1855). В сборник также вошли стихи, посвященные Т. Г. Шевченко («На смерть Шевченко») и Н. А. Добролюбову («Памяти Добролюбова»).




 



Стихотворения и поэмы / Н. А. Некрасов ; сост. и предисл. Н. Суховой ; худож. И. Доронин. – Москва : Астрель : АСТ, 2007. – 174, [1] с. : ил. – (Хрестоматия школьника). – Из содерж.: Дядюшка Яков ; Пчелы ; Генерал Топтыгин ; Дедушка Мазай и зайцы ; Соловьи ; Накануне светлого праздника. – Текст : непосредственный.

В 1860–1870-х годах Некрасов создает специальный цикл «Стихотворения, посвященные русским детям». В него вошли «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи», «Накануне светлого праздника». Источниками стихотворений Некрасова для детей стали притчи, народные сказания, анекдоты, поговорки, прибаутки, песенки – всё то, что дети особенно любят, что всегда неотразимо действует на них.

Электронные ресурсы

  • Некрасов Николай Алексеевич : собрание сочинений. – Текст : электронный // Lib. Ru: Русская классика : [сайт]. – URL: http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/ (дата обращения: 12.10.2021).

  • Николай Алексеевич Некрасов : [сайт]. – URL: http://nekrasov-lit.ru/nekrasov (дата обращения: 12.10.2021). – Текст : электронный.

©БУК г. Омска «ОМБ», 2021
 Бюджетное учреждение культуры города Омска
«Омские муниципальные библиотеки»
Центральная городская библиотека
Отдел информационной деятельности


Отзывы и пожелания
принимаются по адресу:
oid.omb@mail.ru