ХУДОЖНИК ИЗ РОДА ЧАРУШИНЫХ

 

Евгению Алексеевну Чарушину-Капустину можно назвать равноправным соавтором книги В.Бована "Лесное ожерелье", так хороши ее иллюстрации, - не просто сопровождают текст, а живут вместе с ним.

 

 

Да и как может быть иначе? Евгения Алексеевна достойно продолжает традиции знаменитого рода. В свои 27 лет она автор двух собственных книг  и художник-иллюстратор четырех изданий, сразу получивших отклик читателей и критики.

Врожденный талант? Семейное воспитание? Евгения Алексеевна благодарна своему детству и семье, а еще - книгам.  Она очень тепло вспоминает свои ранние годы:

"Детство было творческим. Окружение, атмосфера, занятия — словом, всё располагало к чтению, рисованию, живописи, а затем — и к продолжению семейных традиций. Помню первый поход в Эрмитаж: мне было около трёх лет, и самое волшебное впечатление на меня произвела живопись Ван Гога — «Куст сирени»!..

 

 

С самого раннего детства меня брали в лес, на озеро; учили разбираться в грибах и ягодах, деревьях, птицах и зверях — больших и маленьких. Наша семья снимала дачу в Токсово, на берегу озера Хеппо-Ярви. Это были родные места. В послевоенное время прадедушка, Евгений Иванович Чарушин, с семьёй снял там первую дачу, с тех пор мы оттуда не уезжали, только сменили несколько разных домов. Там же, поблизости, жили Пахомовы, Конашевич… Природа там была великолепная: чистейшее озеро, кишащее рыбой; леса, наполненные зверями и птицами; болота, красные от клюквы; а особенно красива была осень. И печальна, потому что осенью нужно было уезжать в город...

Занятий у меня было много. Летом целые дни проводились на улице, были игры, рисование (уже тогда — с натуры, помню, как рисовала вековую рябину во дворе перед домом); погони за хозяйскими курами в надежде их погладить, а затем — погони хозяйского петуха за мной; поездки в лес, за грибами и ягодами. Зимой — дворец творчества юных (школа раннего развития, шахматный кружок, живопись и лепка — всё это вместо банального детского сада), первые «уроки» живописи с дедушкой, с родителями. Я писала гуашью, большими кистями-щетинами на огромных листах плотной бумаги, рисовала цветными карандашами. Цветные фломастеры мне не покупали, потому что они всегда считались «мёртвым» и безвкусным материалом (сейчас у меня аналогичное мнение).

 

 

И среди всего этого, естественно, было обилие самых разнообразных книг!

Наша семья многие годы была очень дружна с семьёй Мая Петровича Митурича-Хлебникова. Поэтому книги с иллюстрациями этого великолепного и неповторимого художника всегда были в нашем доме. И меня маленькую они поражали! Индюк из «Бибигона» действительно был страшным! Крокодил из книжки-игрушки «Краденое солнце» был настоящим злодеем!.. Май Петрович был для меня «дедушкой Маем». Я писала ему письма в Москву, а он мне отвечал и всегда прикладывал к письму несколько своих рисунков. Это была своеобразная игра, безумно интересная, потому что я каждый раз с нетерпением ждала ответа и новой картинки".

 

Подробнее о любимых детских книгах Е.А.Чарушиной-Капустиной читайте в сообществе "Архив "Любимочки".

 

"Пожалуй, стоит отдельно рассказать о детской литературе, которая сопровождает меня до сих пор. Это — книги прадедушки — Евгения Ивановича и дедушки — Никиты Евгеньевича, а так же книги других писателей с их иллюстрациями. 

Сборник «Рассказов» Е. Чарушина в зелёной суперобложке я полностью прочитала, наверное, в первом классе, а может, чуть раньше — точно сейчас не вспомнить. А вот тоненькие книжечки, в том числе «книжка-малышка» «Про Томку», были со мной, когда я ещё не умела читать. У нас в то время был русский спаниель — тоже Томка, он был так назван как раз в честь героя рассказов прадедушки... Так вот нашего Томку я постоянно пыталась сравнить с героем рассказов... — они были удивительно похожи, особенно по своему собачьему охотничьему характеру! А ещё у «моего» Томки были такие же «Томкины сны»: он лаял во сне, иногда рычал и всё куда-то бежал. Или от кого-то. Может быть, даже от коровы!..

У меня никогда не было раскрасок, комиксов, книжек с героями мультиков..., мне это не было интересно и никогда не нравилось, потому что не шло ни в какое сравнение с книгами, окружавшими меня...  

...вместо раскрасок было другое: дедушка без всяких подготовительных рисунков вырезал из плотной бумаги разных зверей и птиц, а затем я под его руководством аккуратно расписывала их. Именно расписывала, не раскрашивала! У селезня должны были быть: сине-зелёная голова, охристый клюв, коричневая грудка, «зеркальца» на крыльях, чёрные завитки на хвосте и так далее. Я очень хотела, чтобы всё было точно...  

А потом настала пора настоящих приключений! Однажды я увидела советские фильмы «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Три мушкетёра», мне в то время было, наверное, лет пять. Дедушка стал рисовать для меня сценки из Конан Дойля и Дюма — по одному рисунку в день, шариковой ручкой на бумаге-меловке формата А4, иногда с цветной масляной пастелью. А я смотрела, затаив дыхание, как на бумаге оживают любимые герои... Таких рисунков в итоге набралось на несколько толстых папок! Уже позже, во втором классе я перечитала всего Шерлока Холмса и все книги Дюма о мушкетёрах — «Три мушкетёра», «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон». После них последовали Жюль Верн, Майн Рид, Стивенсон". 

 

 

 

Евгения Алексеевна училась в Санкт-Петербургском Государственном Академическом Художественном Лицее им. Б.В.Иогансона и на графическом факультете института им. И.Е.Репина, и еще не успела завершить образование, как в 2015 году вышла первая книга с ее иллюстрациями - "В гостях у белого медведя" О. Бундура (издательство "Детское время").

 

 

 

Через год, в 2016-м, Евгения Алексеевна решилась иллюстрировать рассказ своего прадедушки.

 

 

Она сама рассказывает о том, как создавалась книга: "Работа с текстом прадедушки — Евгения Ивановича Чарушина — была более сложной в эмоциональном плане: я иллюстрировала маленький рассказ, имеющий прямое отношение к истории семьи. Рассказ был написан прадедушкой о его сыне Никите — моём дедушке, — о том, как детская игра превратилась в целое сказочное приключение с множеством действующих лиц. А моя задача заключалась в том, чтобы из небольшого рассказа создать яркую и наполненную деталями книгу, которую интересно будет рассматривать малышам. Я чувствовала огромную ответственность, ведь рассказы прадедушки всегда живут с авторскими рисунками; попытки других художников иллюстрировать произведения Евгения Чарушина всегда заканчивались очевидными неудачами: отсутствовала эмоциональная и, в определённой степени, духовная связь текста и рисунков, нарушался авторский замысел. Я уже не говорю о том, что многие животные и птицы были нарисованы недостоверно: вместо русского спаниеля изображался американский кокер (почему-то с длинным хвостом), вместо тетерева — глухарь, вместо рябчика — домашняя курица. Для меня важно было органично связать текст прадедушки и мои рисунки, следуя семейным традициям, но и сохраняя при этом свой сложившийся изобразительный язык. Рассказ ожил, превратился в самостоятельную книгу, которая, как я успела заметить, радует малышей и их родителей! А это — самое главное!"

 

 

 

А в 2017 году, вскоре после защиты диплома, у Е.А.Чарушиной-Капустиной вышла книга, при создании которой она выступила сразу в двух ролях: и автора, и художника.

 

 

 

 

Как же возникла идея книги "Мартышкины джунгли"? Евгения Алексеевна объясняет: "У меня всегда существовала симпатия к обезьянкам. Когда я была маленькая, очень любила залезать на деревья, карабкаться по канатам, прыгать — прямо как героиня моей книги... Думаю, что в «Мартышкиных джунглях» как раз и проявилась детская энергия. Впрочем, все маленькие дети любят бегать, прыгать и кувыркаться, — это совершенно естественно!"

 

 

За книгу "Мартышкины джунгли" Евгения Алексеевна Чарушина-Капустина стала дважды лауреатом - ежегодного международного конкурса "Образ книги" (в номинации "Новые имена в книжной иллюстрации") и  Всероссийской литературной премии им. С. Я. Маршака (в номинации "Дебют").

 

С особыми эмоциями Евгения Алексеевна говорит о своей четвертой книге, и это очень приятно омичам: "А больше всего мне повезло с Виктором Бованом! В его рассказы я влюбилась с первого прочтения! Я увидела в них настоящий мир природы, удивление первооткрывателя и огромное желание поделиться открытиями с читателем! Живые повествования напомнили мне произведения классиков: Евгения Чарушина, Виталия Бианки, Николая Сладкова… Поэтому, когда мне предложили проиллюстрировать эти рассказы, я с радостью согласилась! И вся работа шла легко и с удовольствием. Времени было мало, на осеннем фестивале писателей в Петербурге была запланирована презентация книги, и я сделала все рисунки за один летний месяц! Некоторые детали я уточняла у Виктора, чтобы сделать иллюстрации наиболее достоверными. И общение наше, пусть и в переписке, было приятным и интересным. Так мы до сих пор и общаемся - делимся друг с другом впечатлениями, фотографиями, планами".

 

 

 

 

Презентация "Лесного ожерелья" на Десятом фестивале молодых писателей (С.- Петербург)

 

 

После "Лесного ожерелья" вышла еще одна книга с иллюстрациями Е.А.Чарушиной-Капустиной - "Ночные колокольчики" Геннадия Снегирева.

 

 

 

И вторая авторская книга Евгении Алексеевны - "Тайны сентября".

 

 

 

А самая радостная  для нас новость - завершена работа над иллюстрациями ко второй книге Виктора Бована! Будем с нетерпением ждать издания. 

 

 

 

Евгения Алексеевна Чарушина-Капустина участвует в выставках, выступает перед читателями библиотек, рассказывает им о художниках из рода Чарушиных, проводит мастер-классы.

 

 

Мы предлагаем вашему вниманию видеозапись ее выступления в Гатчинской детской библиотеке. 

 

 

И желаем Евгении Алексеевне новых прекрасных книг!

 

Интервью с Е.А.Чарушиной-Капустиной