УЛИЦА РУЧЕЙ

 

Юлия Линде, автор повести "Мишангел", лауреат конкурсов имени Сергея Михалкова и "Новая книга" ("Новая детская книга"), умеет удивлять - глубиной и экстравагантностью, обращением к неожиданным темам и жанрам. В молодом издательстве "Пять четвертей" сейчас готовится к изданию ее роман-эпопея о Второй мировой войне. И на Яндекс Дзене, на странице автора, вы можете следить за рождением романа.

 

 

Поездки по местам боев (литературные рекогносцировки), скрупулезная работа с документами, казусы и открытия. И самое главное - почему Юлия Линде через 70 лет после войны решила написать роман-эпопею? Об этом она может рассказывать по-разному - парадоксально, иронично, всерьез.

"Дело в том, что мне ни разу не удалось увидеть Парад Победы на Красной площади, даже по телевизору я его никогда целиком не видела. В детстве это доводило меня до истерики (с самого утра под звуки торжественного марша хочется куда-то мчаться со знаменем в руках, а тут не то что знамя – телевизор не дают!).

 

Причина проста: у моей мамы день рождения 9 мая, и мы из года в год, пока были живы бабушка, дедушка, мама и дядя, брат-двойняшка моей мамы, ездили к ним в гости в Подмосковье. С утра пораньше на электричку, а пока доедешь — по телевизору почти всё показали... Из года в год накапливалось невысказанное и невыраженное, и наконец молчать стало невозможно. Лет десять назад я взяла баян, на котором играю с детства, собрала небольшой хор из друзей-музыкантов, напялила тельняшку, и сразу после парада мы отправились рвать гармонь под стенами Кремля и поздравлять ветеранов.

 

 

Рвали гармонь мы до тех пор, пока в центре Москвы не начали перекрывать улицы для прохождения «Бессмертного полка». Народные гуляния на Красной площади прекратились... А душа всё рвёт и рвёт баян! Так что мой роман — это тот самый непорванный баян, «рождение трагедии из духа музыки», как говорится".

 

Осенняя рекогносцировка - поездка в Мценск - оказалась особенно пронзительной.

"Всё началось с того, что в конце лета я нашла видео орловских поисковиков. Примерно в это время я писала о танкистах, пропавших при разведке Орла в октябре 1941 года. Вначале нашла у краеведов разбитые танки и карту, где они стояли. А потом и видео о перезахоронении танкистов. Какое-то странное чувство... вы когда-нибудь видели, как хоронят ваших персонажей? А как из могил откапывают? Четыре экипажа, отправленных на разведку в Орёл 4 октября 1941 года. Олейник, Раков, Овчинников, Дракин... Назад они не вернулись, правда, что там было в Орле, можно восстановить по немецким фотографиям и куче разрозненных воспоминаний. В общем, ясно, что погибли все.

Танкистов отыскали случайно, когда в одном орловском доме сломался... водопровод. Приехали чинить, раскопали — а там чёрные кости. Ну и вызвали поисковиков. Дальше видос, как поисковики достают то, что там осталось. Как назло, ни одно СМИ не написало, кого именно достали-то, и весь день я убила на то, чтобы это выяснить. Выяснила. Те самые четыре экипажа. Как-то жутко всякий раз становится от осознания того, что это не плод моей бредовой фантазии, а настоящая жизнь. Чья-то подлинная жизнь. И эти красные гробы, которые потом перезахоронили у мемориала между Орлом и Мценском... Неужели эти люди не только в моей голове живут и вообще они вовсе не мои и не персонажи? Нетушки, все мои и только мои — так и хочется сказать и успокоиться. Все мои, даже второстепенные, третьестепенные... все они мне дороги. А они чьи-то...

 

 

А тут автор на могиле своих персонажей... Звучит, конечно, дико. Они ведь не персонажи, а реальные люди".