УЖЕ НЕ ДЕТИ...

 

В детской библиотеке им. Д. И. Менделеева библиотекарь 1-й категории Г.М. Пожарова подготовила и 7 раз провела громкие чтения  «Уже не дети…» по книге Веры Карасёвой «Кирюшка» для учеников 2-4 классов СОШ №63 и АШИ №17.

 

 

Благодаря  Галине Михайловне в акции «РЕЧЬ  о войне» приняли участие 178 школьников микроучастка.

 

 

Как рассказать современным детям о тяжелейшем в истории испытании силы и духа народа? О войне, о блокаде? Тем более малышам – учащимся младших классов?

 

 

Безусловно, это очень непросто. На помощь приходят  книги.   

Книга Веры Карасёвой «Кирюшка»… Вера Карасёва сама пережила блокаду, и маленькие герои – это её знакомые, соседи, друзья. Это дети, которые жили и умирали рядом, в соседних квартирах, это дети, совершавшие большие поступки, которые не каждому взрослому по плечу: «… дети тоже были на боевом посту вместе со всеми. Старшие ребята заботились о младших, отводили их в убежище, тушили зажигательные бомбы». В книге нет смертей, писательница мягко повествует о том, как дети работают и делятся последним, ждут письма от папы, заботятся о малышах и раненных, кормят собаку, радуются крошке хлеба.

Это издание «Речи» с великолепными карандашными иллюстрациями Абрама Резниченко, пронизывающими насквозь, до мурашек, не оставляет ребят равнодушными. Небольшие наброски, детали, но сколько в них передано!

Девочка под одеялом и скорбная мамина фигура над ней (она не знает, где найти еду и накормить измождённую дочку).

 

 

А вот сосед, каким-то чудом обнаруживший в сене старого матраса яйцо, улыбается в усы и несёт-торопится к маме девочки: вот, свари, дай малышке.

 

 

Бомбоубежище и люди, склонившие головы; Кирюшка, несущая Леночку; Галя, целующая папино письмо с фронта…

 

 

Удивительные это были дети. С одной стороны, такие же, как их современные сверстники – бойкие, живые, смешливые. Например, Кирюшка – девочка, именем которой названа книга.

 

 

Сорвиголова, вечный товарищ мальчишек по их играм и шалостям, она совершенно изменилась, когда началась война. Отказавшись ехать в эвакуацию, Кирюшка не только взяла на себя хозяйство (мама её работала в госпитале), но и стала ухаживать за дочкой соседки, малышкой Леночкой, – её мама была серьёзно больна. «Однажды, это было уже в феврале, я, уходя на работу, увидела Киру. Она медленно спускалась по лестнице с ребёнком на руках. По розовому стёганому одеяльцу я догадалась, что Кирюшка несла Леночку. И я поняла: ещё один маленький ленинградец осиротел в осаждённом городе…».

 

 

Как измождённая голодом одиннадцатилетняя Кирюшка смогла выходить полуживого пятимесячного младенца? Как смогла она выпросить в яслях соевое молоко и рис для малютки? Но она смогла. Потому что в том промёрзшем доме под обстрелами правил не голод – правила любовь.

Об этом же рассказ «Новогодний подарок». Небольшой кусок сахара девочка Галя делит между соседями:

 

 

кому для больного ребёнка – развести в кипятке с сушёной малиной, кому порадовать малышей, завернув в блестящую обёртку (будто это конфеты). Галя не думает о себе – она находит радость в том, чтобы радовать других.

Ребята с затаенным дыханием слушали повествование, в котором юные ленинградцы показаны не по годам мужественными и взрослыми.

 

 

Во время чтения блокадных рассказов присмирели даже отъявленные шалуны, не оставили детей равнодушными и кадры слайд-презентации, сопровождавшие чтение.

Для наглядности  была показана 125-граммовая  горбушка – дневной рацион блокадников.

 

 

«Я кладу этот хлеб ребятам на руку и говорю: представьте: это и все, что давали жителям блокадного Ленинграда на сутки.

 

 

 

Представьте, только эта горбушка! Никаких конфет и печенья, ни обедов, ни ужинов. Блокадная пайка хлеба была той единственной ниточкой, которая соединяла ленинградцев с жизнью!

 

Пайка блокадного хлеба.

Мама! Хлебушка дай-ка!

В глазах страданье и страх,

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках.

Пайка блокадного хлеба —

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Мы не должны забыть!

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

 

 

 

Сейчас у вас есть возможность представить и почувствовать на себе, что значит эти 125 грамм, а ведь эта норма выдавалась вашим сверстникам".

 

 

Есть в этой книге ещё один рассказ – короткий и страшный. Называется он «Хлебные крошки». Он – о хлебных очередях и о голодных детях.

 

 

После прочтения этого рассказа в зале  стояла тишина. Дети сидели и молчали. Детям был зачитан отзыв Хабаровой Тани (12 лет): «Читая рассказы Веры Карасёвой о детях блокадного Ленинграда, я была поражена их мужеством. Я примеряла на себя их поступки и задавалась вопросом: «А я бы так смогла?» Ребятам был задан вопрос «А смогли бы они так?» Кто-то говорил «да», но большинство качало головой, что нет.

Очень важно читать такие книжки. Живые, настоящие военные свидетельства. Дети, читавшие  эту книгу, будет сочувствовать, переживать, жалеть.

 

 

Но, в силу возраста, не увидят той чёрной бездны, той трагедии, которую видим мы, взрослые, вглядываясь в такие вот блокадные свидетельства. И это правильно. Просто и внятно написанные рассказы – лучшее,  что можем мы дать детям в память о Великой Отечественной войне. Потому что это настоящая, правильная память…

 

Пожарова Галина Михайловна