С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

 

23 мая день рождения у Ольги Лукас, одного из авторов предыдущих сезонов Книгуру. Давайте вспомним ее повести "Метод принцесс" и "Девять желаний Ани". И почитаем, что рассказывает о них и других своих произведениях сама Ольга Лукас в интервью для сайта "Папмамбук".

 

    

 

‒ Ольга, вы автор нескольких детских книг с детективным сюжетом. В начале двухтысячных были популярны детские детективы довольно сомнительного качества, потом они исчезли, и этого жанра практически не стало, и вот буквально пару лет назад у писателей, издателей и читателей снова появился интерес к детским детективам. Как вы думаете, с чем это связано?

‒ Для меня детские детективы существовали всегда: с детства помню приключения Калле Блюмквиста Астрид Линдгрен, книги «Эмиль и сыщики» Эриха Кёстнера и «Мыслитель действует» Кристине Нёстлингер.

Сейчас скорее можно говорить о размывании границ жанра. Детский детектив – это и вышеперечисленные классические произведения для школьников, и добрая половина рассказов о Шерлоке Холмсе, и ставший уже культовым «Зверский детектив» Анны Старобинец, взрослеющий от книги к книге вместе с читателем.

 

 

В этом же ряду можно назвать и виммельбух «Детектив Пьер», на страницах которого нужно искать спрятанные художником предметы, и книги, содержащие загадки, решить которые предстоит читателю: «Детектив Щука», «Детектив Позитивка». И «вегетарианские» детские детективы вроде моего «Кошачьего детективного агентства», где не происходит убийств и не случается ничего непоправимого, а читатель вместе с детективами учится замечать детали и делать выводы.

Теперь, говоря «детский детектив», надо обязательно пояснять, про что он, на какую аудиторию рассчитан и какие задачи ставит перед читателем. Думаю, в ближайшее время для всех этих поджанров появятся свои названия...

 

‒ Почему вы решили обратиться к детективному жанру?

‒ Скорее, я использовала его как инструмент. «Метод принцесс» – школьная повесть с элементами детектива. Расследование кражи, которой не было, – повод познакомиться с разными девочками из гимнастической студии и обстоятельствами их жизни. Ведь иногда, чтобы понять, почему с тобой поступили вот так, а не иначе, приходится провести целое детективное расследование.

 

‒ В ваших детективах ‒ «Метод принцесс», «Кошачье детективное агентство», «Путешествие на край кухни» ‒ не происходит никаких преступлений. Вы считаете, что в детских книгах все всегда должно быть хорошо?

‒ Мне кажется, всему свое время и у каждого возраста – свои задачи, которые нужно решить. Ведь «детские книги» – это и книжки-картинки «0+», и подростковая литература с вполне серьезной проблематикой.

Что касается моих книг, то, несмотря на то, что там никто никого не убивает, в них не все так безмятежно. «Метод принцесс» – история напряженных взаимоотношений в группе девочек, которые занимаются художественной гимнастикой. И хотя деньги, с пропажи которых все началось, быстро возвращаются на место, проблем от этого меньше не становится. У каждой девочки своя боль, и для каждой Аня, одна из двух главных героинь, напишет свою терапевтическую сказку. Но даже когда все вроде бы раскроется, проблемы не уйдут совсем, они трансформируются, и девочкам придется решать их в будущем – каждой свою...

 

‒ Как вы относитесь к книгам на сложные темы – о смерти, болезнях, разводе? Детям они нужны?

‒ Детям они нужны, чтобы понять и увидеть: вот, я не один, в книге кто-то оказался в такой же как у меня или похожей ситуации. Если со взрослыми страшно обсуждать такие темы (пойди еще улучи момент, когда взрослый готов к разговору), а ровесникам свою слабость лучше не показывать, остается книга. Собеседник, который, по крайней мере, не выдаст и не изругает.

Взрослым такие книги тоже нужны. Я как раз из тех взрослых, которые читают подростковую литературу на сложные темы. Я бы их и подростком читала, но тогда не было удобных и понятных рекомендательных сервисов, я ориентировалась на родительскую, школьную и районную библиотеку. Да и не было написано и переведено доброй половины того, что я с удовольствием читаю сейчас.

 

‒ А сами написать подобную книгу не планируете?

‒ Мне кажется, я ее уже написала, одну как минимум. В книге «Метод принцесс» довольно много непростых моментов: развод родителей, ребенок, брошенный на попечение дальней родственницы, бедность, уход в виртуальные миры, токсичные родители всех сортов, травля в коллективе. Кажущаяся легкость повествования помогает читателям, которым эта боль не знакома, проскочить мимо...

 

‒ В одной из ваших книг расследование ведут девочки, в другой – кошки, в третьей – вилка и ножик. Как вы находите своих героев и сюжеты?

...«Метод принцесс» – это что-то из подросткового, непрожитого. Тут героинь тоже не пришлось искать – я всех их знаю со школьных времен, они изменились внешне, обзавелись гаджетами, но в главном – такие же, какими были мои ровесницы и я сама.

А кошки Муся и Плюшка из «Кошачьего детективного агентства» сначала поселились в моем доме, а потом перепрыгнули на страницы книги. Как говорит одна моя подруга, «Метод принцесс» – это сказкотерапия для персонажей книги, а «Кошачье детективное агентство» – сказкотерапия для Оли Лукас: Муся и Плюшка подружились. Сейчас-то мои кошки действительно дружат, а когда я начинала писать об этих умных и умеющих со всеми найти общий язык детективах, «умную» Плюшку приходилось запирать от «эмпатичной» Муси, чтобы та не расцарапала ей нос.

 

‒ В «Методе принцесс» вы Аня или Маша?

‒ Я там все же за кадром, меня нет в этой истории. Но дружба Ани и Маши – это моя школьная дружба. Хорошо, что она у меня была.

 

‒ Во многих ваших книгах герой что-то осознает, делает правильные выводы и меняется. Например, в книге «Девять желаний Ани». Но это происходит как бы само собой, без авторского морализаторства и поучений.

‒ У меня есть плохая привычка любую ситуацию просеивать через сито: «А что если бы вот тут я поступила так? А что, если бы здесь я выбрала это?» В «Девяти желаниях Ани» это мое свойство доведено до абсурда: каждое «а что, если» становится реальностью. И героиня сама может все изучить и решить – подходит ей такой вариант или нет. Героиня даже не столько меняется, сколько признает за собой право быть такой, какая она есть. А заодно и окружающих прощает за то, что они не идеальны.

 

‒ В ваших книгах часто встречается тема исполнения желаний. А с вами случалось, чтобы желания исполнялись, как в сказке? Или как в ваших книгах.

– У меня обычно желания исполняются так. Сначала я их желаю. Потом прикидываю, что нужно сделать для их исполнения. Делаю это. Потом желания исполняются (или нет). Фею типа Лауры из «Девяти желаний Ани» я пока не встречала...

 

Полностью интервью с Ольгой Лукас читайте на сайте Папмамбук.