СПОЙЛЕРЫ: ПОДРОСТКИ О РУССКОЙ КЛАССИКЕ

 

Интересно, согласятся ли библиотекари с мнением педагога: "Я за любые способы привлечения к чтению - хоть экранизация, хоть рэп, хоть вольный пересказ на языке целевой аудитории". Во всяком случаем, новая книга издательства "Самокат" как раз и является "вольным пересказом русской классики" от лица подростка. Автор книги - Елена Клишина из Барнаула (она же - Елена Ожич и Захар Табашников) - в прошлом году стала лауреатом премии Владислава Крапивина. 

 

 

Пожалуй, никто лучше сотрудников издательства и самого автора не расскажет о неожиданной и яркой книге. Послушаем их:

"Спойлеры" Елены Клишиной... вызвали в редакции волну удивления: вот вам не странно, что повесть о том, как книги школьной программы обсуждают сами школьники, написана только сейчас? Мы задумались - и не могли прийти в себя от удивления. Ведь сколько разговоров о том, что Пушкин-Толстой-Достоевский так бронзовеют, что нет никакой возможности воспринять их по-человечески! Сколько ругают учителей за абсурдные требования относиться к классикам как к эталону с их мнением - хотя это мнение как раз оставлено самими авторами на суд читателей. И "что хотел сказать автор" как раз и ДОЛЖНО быть предметом обсуждения в школе. Да и не только в школе.

 

 

Вечные вопросы на то и вечные, чтобы представать перед нами в разное время в разных декорациях, и наше читательское дело - распознать их и задуматься: что изменилось? И изменилось ли? Именно поэтому классика становится классикой: это те книги, что каждый раз проходят проверку временем.

Ну, и вот как? Как это вышло всё?

 

Краткое содержание книги: девятиклассник Захар Табашников получает от учительницы литературы предложение, от которого невозможно отказаться. Изящный шантаж Ольги Леонидовны заставляет молодого человека не только принять брошенный вызов - за лето прочесть всю программу по литературе! - но и обсуждать прочитанное на своей странице в соцсети.

 

Я? Боюсь? Быть неправильно понятым? Не осилю??? Да это челлендж, Ольга Леонидовна. Забьемся на Толстоевского? Да я даже сам поугораю над этой вашей русской литературой.

 

Постаменты памятников шатаются — в комментариях хайп, дети бурно обсуждают героев.

 

«Обломов». За название сразу пять баллов. История дауншифтера, прокрастинатора и (простите, Ольга Леонидовна) лоха...»

 

(Следует бурное обсуждение - лох Обломов или мудрый философ?)

Или вот. Угадаете книгу?

 

Представьте, френды, такую ситуацию: ваш дружбан уезжает на три года, ну например, в Москву. Живет там себе, потом приезжает и начинает понты колотить: «у вас все те же на манеже», «фу, деревня», «колхозаны», «фу, ацтой». Что хочется сделать в такой ситуации? Правильно, подвинуть ему корону лопатой.

 

И, наконец, давно и упорно не замечаемое:

 

«Бедная Лиза», Николай Карамзин. Ващет, если вы не заметили раньше, эта книжка про секс...»

 

(Ещё более бурное обсуждение).

 

«Гроза», Островский. Купчиха Кабанова, видимо, в той или иной степени живет в каждой матери: “Ты как с матерью разговариваешь?..»

Коммент от мамы: Вот спасибо тебе, сынок, за Кабаниху! В следующий раз укажу перстом в землю и крикну: «В ноги!..».

 

Надо ли говорить, что взрослые решительно недовольны. Почти все. Хотя если посмотреть на обсуждение внимательно...

Мы вот тут умолкнем и оставим читателям вникать в обсуждение. И самим делать вывод: что бы сказали об этих дискуссиях сами авторы книг? Что сами авторы думали о своих героях и почему? И главное: как там вечные вопросы? Что изменилось-то?

 

Говорит автор. О том, как были написаны «Спойлеры»:

 

 

Учительница русского языка и литературы моей старшей дочери на каждом родительском собрании исполняла «плач Ярославны»: «Не читают!» Я сидела и думала: ну как же так, да, «Война и мир» - это и кирпич и тоска смертная, но ведь это и «карты, деньги, два ствола», чего только стоит неудавшееся похищение Наташи Ростовой Анатолем! Дуэли! Интриги! Движуха! Молодежь тогда вон как развлекалась.

И еще я подумала: может быть, обо всем этом нужно рассказывать как-то по-другому? Ну, не в школе, конечно, не с университетских кафедр. А как если бы тебе пересказывал эти произведения приятель – как умеет. Так рассказывает, что хочется побежать, скачать книжку и проверить, врёт ли он или на самом деле там так написано. Что «Бедная Лиза» - про секс, Обломов – дауншифтер и прокрастинатор, Печорин – мажор, а «Барышня-крестьянка» - позитивная лав-стори.

Выпускать эту рукопись в мир было страшно: за такие-то словеса в адрес «великих русских» «Табашникова» высекут во всех соцсетях. Но для меня весь будущий гнев, направленный на главного героя и автора, уже перевесило одним отзывом одного преподавателя из педагогического колледжа:

«Мы два года не могли обратить учащихся к русской литературе. И я решила потратить один урок на то, чтобы они скачали «Спойлеры» и прочитали. И это сработало!».

В общем, ругать подождите. Там ведь не только «хайп», «сорян», «чики» и «как это развидеть». Там ведь есть еще и такое:

«Написал О. Л. в личку: Зачем мы вообще читаем книги? Они, что, нас реально чему-то учат? Вот это всё вековой давности. Смысл?

О. Л.: Да, я верю в это. Помнишь, у Обломова: «Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя, и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову». Русская литература и плачет, и протягивает, и видит человека, и нам дает посмотреть на него». (Источник)

 

Интервью с Еленой Клишиной

Второе интервью с Еленой Клишиной