РЕЦЕНЗИИ АННЫ БЕССАРАБ

 

Приятно, что в нашем городе живут такие яркие, внимательные к литературному слову подростки, как Аня Бессараб! Очень хотелось познакомиться с нею, и первая встреча состоялась. Вскоре мы сможем показать видеоинтервью с Анной, в котором она расскажет, как вошла в читательское жюри Книгуру, и о своих впечатлениях от конкурса. 

 

 

А пока предлагаем познакомиться с рецензиями Ани на тексты Книгуру (ниже).

 

 

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ А.ЗАЙЦЕВОЙ «Я, НЕ Я, И ЖАННА»

 

Книга о том, как живут и общаются подростки, и о том, как живут родители подростков. В наличии есть Полина — обычная школьница, и Жанна — её мама, блогер, в прошлом волонтёрка, путешественница и ещё много кто. В интернет пространстве нет ни Полины, ни Жанны: там есть только «Бегущая вдаль» и «Стоящая на краю», на конфликте которых и строится произведение. Эти две дамы активно спорят о том, как найти общий язык со своим ребёнком, и их спор — крайне занимательная вещь, ведь в нём одна сторона излагает ситуацию с точки зрения опытной матери, а другая — с точки зрения ребенка, который знает, что для него будет лучше. Благодаря интернету спор выходит за рамки семьи, превращается в масштабные дебаты с большой аудиторией, и меняет не только количество подписчиков в блогах, но и кое-что в реальной жизни.

Обе главные героини до чёртиков живые, хотя образы жизни обеих с первого взгляда очень стереотипные. Жанна собой иллюстрирует пример «погони за современностью», так свойственной её поколению: появилась мода на тревел-блоги — срочно едем в путешествие, не забываем фотоаппарат; все начали заниматься йогой — почему бы и не посвятить этому пару часов в неделю, полезно и успокаивает. В этом нет ничего плохого, ведь люди и правда так делают. Ну а Полина каждый день сталкивается со школьными проблемами: конфликты с учителями, странные одноклассники, да ещё и внезапная влюблённость...

Мне очень нравится то, что Александра выбрала главной темой произведения именно детско-родительские отношения, потому что они редко лежат в основе художественных произведений и чаще бывают побочной линией в произведении, а ведь эта тема очень важная. Современные подростки всё больше узнают о личных границах, решают проблемы путём диалога, а родители зачастую оказываются в смятении и не могут поддержать такой открытый диалог. Интересно, что мы наблюдаем не просто за внутрисемейным конфликтом, а за дискуссией в соцсетях. Такой формат помогает Жанне и Полине сказать друг другу то, что никогда бы не прозвучало в личном разговоре. И кажется, что своим спором мать и дочь не только решили свою проблему, но и открыли глаза на неоднозначные вещи многим людям. Особенно это заметно по тому, как одноклассники «Стоящей на краю» все вместе поддержали её в конце книги, хотя с Полиной никто из них не общался.

В окончании хочется сказать большое спасибо автору за то, что она пишет о таких важных для общества темах и делает это красиво и интересно.

 

 

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ А.ЗАЙЦЕВОЙ И К.КОМАРОВОЙ «ЗДЕСЬ БЫЛ ТЁМ»

 

Артём – современный подросток, который очень любит думать. Главной проблемой в его жизни является отсутствие места для думания, ведь мамины наставления и учёба не дают ему остаться наедине со своими мыслями. Он решил проблему просто и необычно – придумал собственный остров, который отражает его переживания и существует лишь в воображении Артёма. Родители мальчика переживают из-за его отсутствия, а мы вместе с Тёмом отправляемся проверять, может ли выдуманный мир спасти от мира настоящего и надоевшего.

С самого начала произведения на нас обрушивается философия Артёма вместе с большим количеством сюрреализма; становится непонятно, на чем сосредотачивать внимание: на чайке-альпинистке, на мамином списке дел или на задачах от математички. Только ближе к середине книги все части повествования уложились в моём сознании, и стало комфортно читать. Но когда я начала воспринимать этот сюрреализм именно в контексте набора мыслей человека, мне очень понравилось, захотелось ещё больше углубиться в понимание вещей, волнующих главного героя. Остров Тёма –  интересный объект не только для героя, но и для каждого человека. Остров – не кусочек земли рядом с водоемом, это кладезь мыслей, быта, желаний, проблем. Там оказывается всё, что тебя бесит, что тебе интересно, что создает рутинную жизнь каждого человека. Только к концу книги, когда мы больше узнаём об особенностях жизни дедушки героя (в мире мыслей, конечно же), вся метафоричность островов, скал и кораблей выходит в свет. Книга напоминает о том, что внутреннее важнее, чем внешнее. Что каждому полезно хотя бы иногда ненадолго спрятаться на своём острове, где можно поговорить даже с Солнцем и узнать, что Колобок – древнейший солярный символ славян, реликтовая космогоническая структура.

Мои любимые цитаты из произведения:

«И вообще, два дебила – это не сила, это жестоко и негуманно по отношению к общественности»

«А это вообще возможно? Ну, погибнуть? Или смерть придумали взрослые, чтобы писать про неё книжки и снимать кино?»

«От острова нельзя отказаться. У каждого есть остров. И только у некоторых – корабли»

 

 

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Н.ДАШЕВСКОЙ «ТВОРОГОВ/ ПОИСК ЗВУКА»

 

«Творогов» — книга о поиске. Себя, звука, справедливости... всего. Благодаря истории одного необычного школьника читатель погружается в целую вселенную с брандмауэрами, улицами и говорящим городом, хотя архитектура не является центральной частью повествования. Просто она помогает главному герою отвлечься от школьных дел, родителей и остального информационного шума. Благодаря своему городу Ваня, в отличие от большинства людей, может видеть мир живым, и кажется, это его «звук».

Диалог Вани с писателем в начале — очаровательный. Никто не понимает, как и почему это происходит, но автор и главный герой разговаривают, причём настроены они по отношению друг к другу не очень дружелюбно. Этот замкнутый круг из Вани, который использует приёмы автора против него самого, и Нины Дашевской, которая чуть-чуть впадает в отчаяние от происходящего, заставляет улыбнуться, а сам «пролог» создаёт интригу — интересно узнать, получится ли у автора сделать что-нибудь вместе с Ваней.

Образ главного героя очень честный. Он довольно эгоистичен, но жестоким его нельзя назвать. Ваня как будто неспешно изучает мир, людей с их поступками. На это важное дело он готов потратить сколь угодно много времени, и эти размеренность, непоколебимое внутреннее спокойствие делают его размышления крайне интересными. Он как будто пропускает весь окружающий мир через фильтр реальности и получает концентрат, выжимку из смысла происходящего. Ваня осознал, что хорошие оценки – не гарант знаний, что люди смотрят на мир искоса, что истинный смысл часто скрывается за пеленой из стереотипов и ожиданий. Из-за всего перечисленного я воспринимала Ваню как положительного героя, хотя ему, как и почти всем подросткам, свойственны странные поступки.

Дружба Вани с Варей М. — интересный феномен. Это с одной стороны странно, а с другой — абсолютно прекрасно. У Вани появилась сообщница, человек, который тоже способен видеть этот мир. Мне кажется, что именно эта дружба сдвинула героя с мертвой точки, именно благодаря ей в конце книги мы видим его уже изменившимся. Варя не только стала «сомыслителем», но и помогла Ване (и читателю, конечно) дойти до главной метафоры текста — поиска звука. Удачное увлечение игрой на виолончели, по сути, помогло дойти нам до смысловой кульминации: ходить и смотреть, смотреть и ходить — это не только наблюдение, это ещё и поиск.

Мне показалось интересным, что повествование в тексте ведётся только от лица Вани (не считая эпизодов, где с героем разговаривает автор, но это не совсем сюжет сцены, просто читатель время от времени заглядывает за сцену театра). Благодаря этому можно полностью погрузиться именно в размышления Вани, попытаться понять его на сто процентов. А ещё (что мне показалось очень интересным!) у читателя есть огромный простор для размышления о других героях. Что за человек такой — Варя М.? Мы знаем, что она играла на виолончели и интересуется творчеством Джона Доуленда. А Володя Стоун? Станет он великим учёным или его отрешённость от мира ему навредит? В тексте есть несколько персонажей, о которых мы узнали достаточно много, но со слов Вани.

И ещё вещь, о которой хочется упомянуть. Я считаю важным, что автор добавила в произведение политическую повестку. Получилось органично, логично, при этом эпизод (несмотря на то, что был почти в конце книги) много нового рассказал о персонажах. Сейчас многие подростки интересуются политикой — это факт. Приятно, что такую неоднозначную тему не игнорируют, а подростков не выставляют как некомпетентных и ничего не понимающих людей.

Книга мне понравилась, и я бы смело рекомендовала её всем подросткам, которые находятся в поиске занимательного чтения. Большое спасибо автору за красивый и интересный текст.

И напоследок моя любимая цитата:

«Откачка скептика. Откачайте меня, пожалуйста».

 

А.Бессараб на Московской международной книжной ярмарке с писательницей О.Птицевой