ОТЗЫВ О "ТРЕЩИНАХ"

 

В своей красивой видеорекомендации Е.Е.Реймер поместила рассказы Елены Ядренцевой в общий контекст жанра фэнтези, который сегодня охватывает все виды искусства - от кинематографа до музыки. Но в рассказах много авторских литературных особенностей. В эмоциональном отзыве о "Трещинах" Елена Евгеньевна Реймер уделила внимание деталям, самой ткани прозы:

«Я люблю фантастику, люблю фэнтези, сказки, все необычное, что будоражит фантазию, вскрывает внутренние проблемы. Цикл рассказов Елены Ядренцевой меня поразил тем, что при всем том, что это сказочно-фантастическое произведение, читаются эти рассказы как реальные совершенно истории. И вызывают такое чувство удивления: «Да это ж фантастика!», «Вот это да!». А такое впечатление, что Елена пишет про реальное недалекое будущее или, может, даже настоящее.

Первый рассказ «Бульк» про обычную, вроде бы, девочку Аню, которая живет без отца, с матерью и младшей сестрой. Отца своего она никогда не видела и не знает, кто он. И вдруг мать говорит: «Собирайся, отец зовет в гости». И оказывается, что отец у Ани не какой-нибудь там обычный человек, а настоящий король русалок. И живет в подводном мире. Очень выразительно Елена описала Аниного папу, прямо веришь, что он такой и есть: «Когда отец впервые посмотрел на Аньку, он рассмеялся – будто блики побежали по воде». «Когда задумывался, он делался похож на статую, но тут же снова оживал, играли блики, улыбка набегала и сходила маленькими волнами». И осталась Аня у отца в подводном мире. Ходила в школу, иногда прогуливала уроки, веселилась с друзьями на дискотеке. Но однажды ей пришло письмо от сестры, и жизнь Ани опять изменилась.

Мне понравилось, как короткой, но емкой фразой автор выражает эмоциональное состояние героев, например, Анны, когда она узнала про отца: «Руки - вдоль тела, платок повис, как водоросль». И сразу ясно – ребенок в ступоре, в шоке просто, не знает, как справиться с полученной информацией. Все произведение построено на таких коротких фразах, коротко, как говорится, но ясно. Прочитала в комментариях чье-то недовольство: «бедный язык», «слабо раскрыты характеры героев». Неправда абсолютно, прекрасно раскрыты характеры, замечательно. Здесь как раз тот случай, когда краткость – сестра таланта, да. И я теперь знаю, как выразить невыразимое, надо просто выпустить пузырек воздуха – бульк! (Продолжение отзыва - далее).

 

Все три рассказа цикла связаны между собой, и события, которые в них происходят, плавно перетекают из одного рассказа в другой. Но если героиня первого рассказа про своего отца до поры до времени не знала, то героиня второго рассказа «Рябина» Ася Брусникина, наоборот, живет в полной семье. Своего отца знает и любит. Правда, отец ее тоже из этих, «бессмертных». И у нее есть братья из другого мира – Дмитрий и Тойво. Когда случилась трагедия (умирает отец Аси), она всеми силами стремится уйти в мир, где живут ее братья. Героиня же третьего рассказа «Трещины» Евгения никуда не стремится, она живет сама в себе, одноклассники ее не любят и не понимают. А ее мать перед выпускным в школе вызвала короля эльфов, и теперь за то, что ее желание выполнили, обязана отдать самое ценное, что у нее есть, свою дочь Евгению.

Рассказы Елены о непростых семейных отношениях, о проблемах взросления, потере близких и, конечно, о любви. Любви разной, родителей к детям, детей к родителям, о любви сестринской и братской, о любви к жизни. Опять же возвращаясь к комментариям, почему, мол, мама Аси Брусникиной подкладывала дочери в сумку рябину и железный гвоздь. Отвечу, затем, что мать любит своего ребенка и пытается защитить хоть как-то. Рябина – это защита от вмешательства посторонних, как ей кажется, личностей. Вот такая характерная деталь выражает страх потери. Я бы тоже своего ребенка обложила бы рябиной с ног до головы, и еще гвоздей бы в карманы напихала, если бы знала, что дите вот-вот вещи свои соберет и айда в другую жизнь. Без меня.

Еще про второй рассказ: есть такая информация, которая должна попасть в сознание, желательно ко всем людям, она очень важная. И гениальность писателей и заключается в том, чтобы эту информацию донести, напрямую, в завуалированном ли виде, все равно. Такой как бы код, который может запустить цепную реакцию развития способностей. И вот во втором рассказе, когда Дмитрий отговаривает Асю от переселения в другой мир, меня зацепила фраза: «По солнцу погулять еще будет время, а научиться осознанному усилию можно не успеть». По-моему гениально, просто гениально. Из-за одной даже этой фразы нужно всем прочитать это произведение.

Хотя в рассказах Елены много очень интересной информации. В «Трещинах», например, меня поразила мысль о трещинах (простите за тавтологию). «Каждый раз, когда человек не может на что-то решиться и застывает, и время уходит, - каждый раз такой человек попадает в трещину». «Трещина растет. Между тем, что он должен делать, тем, что он планировал – и тем, что делает на самом деле». И это действительно так и есть на самом деле. Мы все время попадаем в эти трещины, потом пытаемся из них выбраться, опять попадаем, когда не решаемся на действие.

От третьего рассказа у меня было какое-то тягостное чувство. Жалко Женю. Я все время думала, почему она такая, ну оживи, проявись хоть чуточку. Не прячься от жизни! Но потом я поняла, и в тексте есть подсказка, почему дети становятся такими. Мать старалась не любить ее! Чтобы ребенка не забрали, как самое ценное, она как бы спрятала ее, как будто ее нет. Вот Женя, подсознательно, чувствуя страх матери, так себя и ведет. Меня нет, я в домике! Но в итоге не получилось спрятаться (жизнь все равно свое возьмет), придется ей отправиться в путешествие и узнать, кто она и зачем здесь находится. Последний рассказ оставляет впечатление незавершенности, может и к лучшему. Додумайте сами, что дальше случится, развивайте воображение.

Итак, я с удовольствием рекомендую к прочтению цикл рассказов «Трещины» Елены Ядренцевой. Ведь для чего мы читаем? Конечно, мотивы разнообразны, но в основном, чтобы осознать себя, увидеть свои ошибки, какие-то проблемы. Тогда мы можем исправить их, изменить жизнь к лучшему. Ведь наша жизнь сейчас стала такой, что мы только и делаем, что булькаем (не хватает слов, чтобы выразить отношение к происходящему!), обкладываем своих детей рябиной и попадаем в трещины».