МИТЯ, ЕГО СТИХИ И ДУША

 

Книга Дмитрия Сиротина "Родинка на щеке" начинает получать отклики критиков, причем в одном из обзоров причислена к лучшим книгам 2020 года. 

 

Ольга Бухина включила повесть в ежемесячный обзор новинок для сайта "Текстура":

"У Дмитрия Сиротина в книге «Родинка на щеке. Дневник» («Волчок», 2020) больница не простая, а психиатрическая. Это не первая попытка рассказать о подобном опыте, об этом есть уже у Александра Фурмана в третьем томе «Книги Фурмана», но там скорее о детстве, чем для детей. У Сиротина снова звучит голос самого подростка, рассказывающего о маме, об отце, которого он практически не знает, о школе, о первой любви и о том, как все сломалось и пошло наперекосяк. В результате — состояние «безысходности и дикой тоски».

 

 

Что помогает Мите — его способность писать. Вся книга, как понятно из подзаголовка, это дневник, написанный уже в больнице, в окружении взрослых, потому что этот северный городок такой маленький, что там даже нет детского отделения. Писать дневник посоветовал доктор. «Записывать то-се, просто писать, раз мне так легче. Когда пишу. Я и пишу. И стихи тоже. В этой же вот тетрадке. С одной стороны — дневник, а если перевернуть тетрадку вниз головой — там стихи». Митя — поэт, а поэту всегда тяжело. Митины неприятности начались именно в школе, и они как раз достаточно обычные. Те, кто сильнее, запугивают того, кто слабее. Что необычного в этой книге — сам Митя, его стихи, его душа".

Обзор завершается очень важными словами: 

"Послушайте, что говорят подростки. Самих их на самом деле услышать трудно, хотя они обычно громко кричат. Но можно услышать их мысли, подслушанные писателями. Писатели вообще полезны. «Вот вы писатели. Посоветуйте. Скажите, как сделать так, чтобы взрослые не влезали и не портили?»".

 

Ольга Коробкова подготовила обзор лучших книг 2020 года для подростков, который размещен на сайте "Ревизор.ru". И так пишет о повести "Родинка на щеке":

"Новая книга Дмитрия Сиротина вошла в короткий список премии "Книгуру". И здесь – тоже любовь и жалость, которые правят миром.

 

У Сиротина очень удачно и органично найден стиль – за нарочито разговорным, с элементами сленга, просторечия, бытовым языком прячется грусть и ранимость… Белый клоун, который на самом деле – белая ворона. Человек Одинокий, Человек Сомневающийся, Человек Беззащитный… Вот всё это – про героя повести Митю, человека, прежде всего, без кожи. Здесь очень много боли, исповедальности, обнажённости чувств. Простая фабула: мальчик-старшеклассник, который растёт только с мамой. Которого угораздило уродиться "без кожи", хотя – что значит, уродиться?.. Не была ли эта бескожесть подготовлена всей почвой и драмами уже двух поколений его родни?.. Две разбитых, разорванных семьи. Бабушка и дедушка отказались от его мамы. Папа бросил маму, а значит, и его, сына Митю. Такая, Господи, типичная ситуация, такие вечные вопросы: почему, если уходят от женщины, уходят и от ребёнка? В каждом мужчине всю жизнь искать отца". Почему люди так жестоки друг к другу?.. Так боятся ответственности?.. Так мало берегут близких…  На фоне школьной травли и первой – безответной – любви Митя падает в тяжёлую депрессию с приступами, с последующим нервным срывом и лечением в психиатрической больнице.  "Знаешь, папа… Дети растут – и всю свою жизнь собирают нитки. Нитки, которые папы выбивают ногами из рук мам".  Какой прекрасный, какой печальный  образ.

В определённом месте книги происходит незаметный перелом, когда обычные трудности ранимого подростка внезапно превращаются в трагедию. Это похоже на то, как на фоне оркестра вдруг взлетает чистый голос одинокой скрипки. Как это может быть? А вот так: "Счастье – это когда тебе грустно и прекрасно одновременно… Или далёкий папа, заметивший твою родинку, как у него". Катарсис же!..  "Наши корабли – это прямо как жизнь. Главное, чтобы было куда уткнуться. Или в кого". И за юного Митю хочется просто помолиться и поверить, что дальше у него всё будет хорошо…"