ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ РЕБЕНКОМ?

 

Библиотека имени Н.Г.Чернышевского приняла участие в литературной неделе «Кристине Нёстлингер и другие», организовав уроки-дискуссии  «Легко ли быть ребёнком?»  для учеников 4-х классов СОШ №15, 24 и гимназии №140.

 

 

 

Главной темой для дискуссий были книги и биография  австрийской писательницы Кристине Нёстлингер, с ними ребят познакомили с помощью  презентации.

 

 

Герои книг Кристине Нёстлингер – современные дети, которые преодолевают трудности и свои собственные  недостатки, борются с несправедливостью и требуют должного внимания к себе. При этом они полны решимости и смелости, очень откровенны и ранимы.

Тема «отцов и детей» проходит тонкой нитью через всё творчество писательницы. Зачастую она рассказывает о проблемах, долгое время находившихся в детской литературе под запретом.

Фирменный юмор автора помогает читателю вознестись над острыми семейными проблемами, посмотреть на всё происходящее под другим углом и даёт подсказки к решению.

Особое  внимание было отведено семейному роману  «Само собой и вообще». Ребят познакомили с героями и сюжетом книги, и многие узнали самих себя и своих родных. Если говорить об отношениях в семье, школьники признались, что невозможно жить без ссор и разногласий, но каждый должен попытаться что-то исправить в лучшую сторону.

Задавая  вопрос к участникам «Легко ли быть ребёнком?», не стоило ждать однозначного ответа. Каждый хотел высказаться, и это говорит о том, что у детей «наболело».

Ученики откровенно рассказывали, что они так же, как и герои романа Карли и Ани, не хотят заниматься младшими братьями и не любят, когда нарушают их личное пространство, переходят границы. Есть и такие ребята, кто в данное время находится в роли Шустрика, переживает за родителей и жалуется на недостаток внимания к себе. Дети рассказывали  о семейных ссорах, свидетелями которых они становились, и как пытались примирить родных.

 

 

Ребятам было предложено ответить на вопрос «Что помогает сделать семью крепкой?». Прозвучали такие ответы:

Совместные прогулки, путешествия, походы в театр, чаепития,  настольные игры и даже простые объятия сближают родных. Оказалось, что многие дети нуждаются в том, чтобы их назвали ласково по имени и обняли.

На уроки были приглашены мамы, и им были заданы вопросы, которые дали понять, насколько хорошо они знают своего ребенка и близки с ним:

Любимое занятие ребенка

Любимое блюдо ребенка

Какой любимый цвет

Что может его порадовать и огорчить

Как вы миритесь после ссоры с ребенком?

Отвечая на последний вопрос,  мамы признавались, что ждут от своих детей первого шага навстречу и надеются до последнего, что ребёнок осознает, что был неправ.  Но чаще сдаются первыми, конечно же, мамы.

Для участников был предложен «Конверт откровений».

 

 

Один из участников доставал из конверта вопрос и говорил, кому он его адресует из одноклассников, затем зачитывал вопрос. Например:

Тебе нравится твой голос?

Ты счастлив?

У тебя есть страхи?

Ты умеешь дружить?

Ты сегодня уже помог кому-нибудь?

Что самое приятное ты сделал вместе с родителями за последнее время?

Какой семейный праздник тебе хочется придумать?

Для  игры «Узнай своего ребёнка»  были приглашены несколько детей и мама. Задача мамы: найти с закрытыми глазами своего ребёнка. 

 

 

 

После игры мамы поделились своими эмоциями, отметив, что испытывали волнение, а вдруг не узнают своего ребёнка и как к этому отнесётся сам ребёнок. 

Познакомившись с сюжетом книги «Лоллипоп», ребята попробовали придумать себе новое имя и качества, которые начинаются на первую букву имени, например: Стёпа - сильный, смелый; Мария – милая, меткая; Владимир - весёлый, важный и т.д.

Завершала уроки-дискуссии  игра «Нити дружбы», которая помогает укрепить отношения в классе и обрести новых друзей. Каждому было предложено повязать нить на запястье тому, с кем хотел бы водить дружбу, и тем самым завязать отношения навсегда.

 

 

 

«Теперь наша дружба крепка, не разорвется никогда. Наша дружба, как ниточка, связывает нас. Знай, что я всегда тебе приду на помощь».

 

 

Дети с таким увлечением завязывали узелки, что и не заметили, как прозвенел звонок.

 

 

У многих было по несколько нитей, но были и такие, кто тихо сидел в стороне ото всех с одной нитью.

В одном из классов после того, как повязали нити на запястье, поиграли в игру  «Клубочек». Смысл игры: объединиться в «клубок» по количеству человек, которое назвала ведущая. Например – 5: пять человек объединяются вместе.

 

 

Игра помогла детям увидеть общие связи между ними, а классному руководителю  помогла определить, у кого из учеников есть трудности в общении.

Уроки-дискуссии «Легко ли быть ребёнком?» помогли ученикам открыться, высказаться, а малообщительным ребятам  проявить себя и укрепить свои отношения в классе.

Классные руководители и дети признались, что ранее не знали о Кристине Нёстлингер, и теперь обязательно прочтут её книги.