КАК СТАТЬ ДРУГОМ ТОМУ, КОМУ СЛОЖНО

 

Издательский дом "КомпасГид" на своих страницах в социальных сетях ведет важный и серьезный разговор, расширяющий наш взгляд на человеческое общение. В рубрике "Как стать другом тому, кому сложно" авторы издательства на основе личного опыта и собственных книг учат вести правильную коммуникацию с теми людьми (и детьми), возможности здоровья которых ограничены.

 

 

Мы давно знаем книги Юлии Кузнецовой "Где папа?", "Выдуманный жучок", "Дом П". Автор много лет занимается волонтерской работой, бывает в интернатах, домах престарелых. И к ее словам стоит прислушаться.

 

 

    

 

«Дружба – это не взгляд сверху вниз. Это общение на равных. Это возможность дарить другому то, чего нет у него, и получать дар в ответ. Поэтому, если вы пробуете подружиться с кем-то, чьи возможности ограничены, не думайте, что от вас потребуется только помощь. Скорее всего, она не потребуется совсем. Ведь человек привык справляться и без вас. Подумайте о том, чем привлекает вас этот человек, независимо от того, прикован он к креслу или к коляске. Спросите, о чём он думает, о чём мечтает. Что читает? Какие фильмы смотрит? Где учится? В каких соцсетях его можно найти? И одновременно рассказывайте о себе! Иногда люди больше ограничены в общении, чем в возможностях. Потому что окружающие видят коляску или костыли и стремятся пройти мимо. А общение – это ведь насыщение жизнью другого, новостями, фактами, вашими мыслями и вашими особенностями. Ведь каждый из нас уникален! Так что дарите друг другу рассказы о том, как устроена ваша жизнь, и обсуждайте, что вы можете сделать вместе: куда пойти? Чем там заняться? Это и есть то важное, из чего потом произрастает дружба».

 

10 правил от итальянского писателя Габриэле Клима. В его повести "Солнце сквозь пальцы" трудный подросток Дарио направлен на социальную работу и стал проводником в широкий мир  для мальчика Энди, прикованного к инвалидной коляске. 

 

 

1. Помните, что дружба — это cкорее о эмпатии, нежели о сочувствии.

2. Помните, что дружбе нужна искренность: будьте готовы показать вашему другу свои маленькие скрытые недостатки (каждый из нас имеет свои проблемы).

3. Помните, что инвалидность не определяет людей: ваш новый друг может "иметь" физический или психологический недостаток, но это не делает его самого недостатком или проблемой

4. Относитесь к своему новому другу как к обычному здоровому человеку, но всегда помните о том, кто он есть с точки зрения его здоровья.

5. Не помогайте своему другу без явно выраженной просьбы с его стороны. Помощь часто может подчеркивать их физическую или психологическую недееспособность. Если вы сомневаетесь, спросите их об этом, в конце концов, вы же друзья.

6. Не бойтесь говорить об инвалидности и недееспособности со своим новым другом-инвалидом.

7. Будьте терпеливы: люди с ограниченными возможностями часто нуждаются в дополнительном времени, чтобы что-то сделать или сказать.

8. Если ваш новый друг ездит в кресле-каталке, то ему может быть тяжело смотреть на вас снизу вверх: наклонитесь вниз к нему в случае долгого разговора.

9. Будьте естественны, как будто вам не нужны десять советов для того, чтобы стать лучшим другом или подругой физически недееспособному подростку.

10. Приготовьтесь постоять за своего нового друга в случае необходимости, а не просто молчаливо взирать на происходящее.

 

В повести российской писательницы Натальи Вишняковой "Не плачь" переплетаются голоса нескольких героев, но двое из них никогда не будут ходить. 

 

 

Советы от героев повести "Не плачь":

1. Мечтайте.
«Если бы я точно знал, что мечтать можно о нескольких вещах одновременно, я бы много чего задумал. Например, я бы ужасно хотел, чтобы Алексей Иванович однажды взял,да и поставил мне настоящую, полновесную, заслуженную пятерку. Мы с бабушкой тогда,наверное, устроили бы себе грандиозный праздник: испекли бы огромную пиццу,сделали лимонад и валялись на диване, как будто у нас других дел нет. И за уроки бы я в этот день вообще не садился».

2. Поверьте: люди вокруг вас достойны восхищения.
«Я вдруг заметил, какое красивое на ней платье, и как ей идет ее легкая прическа-каре, и что у нее светятся глаза, а руки плывут в такт танцу,превращая ее из бабушки с вечно торчащим из подмышки несамостоятельным внуком в девочку-бабочку с независимым полетом хрупких крыл. Ну, то есть, я знаю, что правильно говорить «крылья», но почему-то на ум пришло совсем уже устаревшее «крыла».

3. Решитесь на какое-нибудь маленькое дело, которое хоть сделает жизнь ярче.
«Словом, я должен так накормить человека, чтобы ему захотелось пойти и посадить дерево.Или купить какой-нибудь старушке торт. Или написать краской на асфальте «Я тебя люблю». Сочинить стихотворение. Позаниматься спортом. Взять собаку из приюта.Да мало ли дел на свете, которые изменят твою жизнь к лучшему!»

4. Не бойтесь высказываться.
«Витька мог бы сказать много некрасивых слов, но он сократил свою мысль:
– Чё?
– Ничё! – гордо ответил длинный и отвернулся.
Зря.
– Пацаны! – возмущенно рявкнул Витька. Повалялась на солнышке!
Сейчас свищёвские наваляют очкарикам. Жалко их. Я вскочила.
– Эй вы! – завопила я. – Обнаглели совсем? Бережки попутали? На кого наехали?Откуда это вылезло, интересно?»

5. Будьте наблюдательны.
«– Классные облака сегодня! Я люблю, когда облака!
Я даже удивилась. Вроде весь такой серьезный парень, и тут – облака!
– И я люблю.
– Смотри, жираф! И утка за ним!
– Не утка, а собака!
– Утка!
– Ты не с той стороны смотришь! Собака это!
– Да ну! И с той стороны – утка!
– Да собака! Ой. Хвост отвалился… Ну, вот…»

6. Научитесь готовить завтраки.
«Сегодня у нас омлет с болгарским перцем и брынзой, тоже болгарской. Небольшой перебор с болгарскостью, я считаю. Но получилось вкусно. А когда вкусно, тогда не хочется никуда бежать, сломя голову, а хочется смотреть в окно на снег и на то, как отважные рыжие таксики штурмуют подросшие за ночь сугробы».

7. Семья – это важно.
«Мне теперь кажется, что семья – это не когда много народу, и все ячейки заполнены, а когда заполнена твоя жизнь, и неважно, сколько в ней родственников – пятьдесят или один. И нет смысла скучать по тем, кого нет и не будет, а нужно быть с тем, кто есть и никуда не денется.В общем, люблю я его, моего монпэра. Какой бы он ни был, все равно люблю. И я бы его любил, даже если бы он был… не знаю… людоедом. Или волком-оборотнем».

8. Не забывайте о друзьях.
«И я подумал: действительно, мы же друзья. Куда мы теперь друг от друга денемся?
-Ты только не забудь, - попросил я.
-Я не забуду, - пообещал Алексей».

9. Если грустно – устройте праздник!
«-Обратно? – спросил я с надеждой на то, что теперь, до отвала налопавшись пирожных, бабушка образумится.
- Вот еще! – возмутилась она. – Продолжаем веселиться!»

10. Помогайте тем, кому это нужно.
«Он задумался:
-А нам р-р-р-разрешат?
«Бедный парень,- подумал я. – Наверное, ему все время всё запрещают». Мне захотелось его обнять, но не просто как друга или брата, а как-то охватить его коконом своих рук, спрятать там, помочь ему не бояться».

 

Когда издательство "КомпасГид" предложило автору книги «Лето Мари-Лу» Стефану Касте написать 10 правил для рубрики «Как стать другом тому, кому сложно», он согласился подумать, но вместо цитат из повести и собственных умозаключений, рассказал историю.

 

 

«Я написал «Лето Мари-Лу», потому что в какой-то момент много думал о том, каково это – быть инвалидом. О том, как это – дружить с таким человеком. Или даже любить. Когда я был молодым репортером на Шведском телевидении, моей коллегой была девушка в инвалидном кресле. Она была редактором – правила мои репортажи для вечернего выпуска. Иногда, отправляясь в столовую, она оставляла коляску в кабинете и добиралась туда сама – при помощи стен и меня. Именно она вдохновила меня написать о Мари-Лу.

Когда работа над книгой подходила к концу, я почувствовал, что инвалидное кресло исчезло из моих мыслей. В самом начале оно было очень реальным, практически осязаемым, но теперь оно не имело значения. Важна была только Мари-Лу – девушка, которая очень мне нравилась.

Возможно, писательский труд позволяет нам иногда стать мудрее. Но я уверен, что и чтение – тоже, ведь благодаря ему вы можете посмотреть на мир глазами другого человека».

 

Обобщает разные публикации рубрики "КомпасГида"  материал, подготовленный куратором Совета по детской книге России Анной Годинер. Есть возможность взглянуть на уже упомянутые книги со стороны. И вспомнить повесть омского автора Николая Пономарева "Точка бифуркации".

"Кто не знает, как интересно бывает поговорить с героями разных книг? Погрустить и порадоваться, узнать, как они видят свою жизнь, и окунуть в их опыт свои мысли о жизни. Но, сколько бы ни длился разговор, он не вместит всего, что можно почерпнуть из общения с ними! Поэтому и здесь лишь малая часть правил жизни героев этих книг... 

 

Наталья Вишнякова «Не плачь»

Костя и Петя. Мы знаем, что с нами, и хотим жить!

Костя: «Иногда мне становится нестерпимо обидно, что я такой, и «нестерпимо» — ключевое слово. Этим словом можно заменить тысячи других слов о моей болезни; наверное, даже медицинскую карту можно было бы заменить. … Такие мысли случаются у меня, если я проснусь среди ночи, вокруг темень, один сон закончился, а новый никак не идет. И я прямо вижу, как весь мир смеется над тем, какой я сейчас жалкий, беспомощный и глупый. Конечно! У них-то всё хорошо! У всех всё хорошо, кроме меня. … Как человек выбирает профессию? Мне, как мужчине, это важно — мне же потом семью кормить все-таки. У меня лучше всего получается готовить еду. Не знаю, может, у меня талант. Бабушка как бы изумляется: «Неужели, Константин, ты действительно собираешься стать поваром?» И по всему видно, что повар для нее — профессия скучная и малопочетная. Но при этом в корзине, которую мне подарили на день рождения «от семьи», я нашел большую книгу рецептов Джейми Оливера».

Петя: «Когда у нас в семье появился я-больной, вокруг меня образовался какой-то стеклянный колпак. Никому не приходилось даже название такое слышать — рефлекторная симпатическая дистрофия. От этого, наверное, все растерялись и не знали, как себя со мной вести. И почти перестали ко мне обращаться. Я свое имя перестал дома слышать! Раньше только и говорили: Петя то, Петя это… А теперь — всё, нет Пети. … Я хочу жить, но не понимаю как. Вот это и есть мой к вам главный вопрос. Посоветуйте что-нибудь!»

Юля. Дружба на равных возможна!

«А в понедельник я познакомилась с Костей, который стал для меня не добрым делом, как я думала вначале, а классным и неподдельным другом. Но это всё еще только потом случится. А сейчас мне казалось, что я просто помогаю человеку, раз уж он нуждается в помощи».

 

Габриэле Клима «Солнце сквозь пальцы»

Дарио. Общение и забота побеждают страх и пробуждают жизнь…
«…разговор с директором не выходил из головы. «Служба волонтерской помощи, значит. С инвалидами. Ну и подстава»… Дарио уставился на это странное существо в коляске. Существо не двигалось, смотрело куда-то в сторону. Энди выпучил глаза, словно таращился на что-то видимое только ему. Он был похож на сломанный стебель сельдерея. Что вообще может понадобиться этому сельдерею в коляске?.. Энди рассмеялся. Струйка слюны потекла по его подбородку. «Да, будет нелегко», ― подумал Дарио».

Отец Энди. Хорошо найти себя в жизни!

«Дарио поднял взгляд и встал.

— Добрый день, ― поздоровался он.

На него смотрел человек с черными подвижными глазами. Как же Энди похож на своего отца! …Отец Энди немного помолчал и продолжил: 

— Ты же видел Энди? Видел, как он говорит, отвечает, двигается? Он не делал ничего из этого до того дня, как ты появился в его жизни. Я не знаю как, но за четыре дня ты сделал то, что никому не удавалось сделать за многие годы, ― мужчина встал и подошел к окну. ― Поэтому, Дарио, что бы ты ни делал с Энди, я бы хотел, чтобы ты не останавливался.

… Дарио глубоко вдохнул. Вот это поворот!..

― Я уверен, что у тебя дар, великий дар. И самое главное ― ты о нем не подозреваешь. Каждый день мы узнаем о людях, которые умеют делать что-то, о чем другие и не мечтают. Думаю, ты один из них. Я думаю, что у тебя талант к общению. Общению с такими, как Энди».

 

Николай Пономарев «Точка бифуркации»

Марина. Первая любовь — время раздумий о жизни…
«…— ты беспечный сурикат.

— А ты?

— А я… я тетеря. Глухая тетеря.

— Есть такие птицы, — сказал я, — называются птицы-носороги. Там самка замуровывается в дупле. Ты замуровалась, и только клюв торчит.

— Нет, — сказала Марина. — Это не я замуровалась. Это меня замуровало. …

— Ты не понял, Тима. Ты по жизни должен идти дальше. Чтобы вокруг были люди, которые смогут оценить тебя полностью. Не я.

— Ты, Марина, — возразил я, — только ты и можешь! Если выбирать между всеми моими талантами, между всем моим успешным будущим — то я выберу тебя. Твоё мужество. Твою нежность.

— Хорошо, — Марина вздохнула. — У меня нет сил переубеждать тебя».

Тимофей. Верность — это жизнь любви.

«Подумаешь, мальчик встречался с девочкой, она уехала. Конец. …

По дороге я вспоминал десятый класс. На это ушло пять часов. Именно столько едет автобус.

Вернусь домой, запишу, и это будет подарок. Здесь ведь тоже есть библиотека. Так что рано или поздно Марина возьмёт с полки книгу, прочитает и поймёт, что это для неё. Когда-то она сказала, что сообщит, если наши отношения навсегда прекратятся. На последний вопрос «мы встретимся?» она ответила «возможно». Значит, шансы есть. И когда мы встретимся, пусть не лично, а через читательский билет, я приду не с пустыми руками.

Салон автобуса опустел. Пойду».

 

Стефан Каста «Лето Мари-Лу»

Мари Лу. Иногда мы «застреваем» в наших трудностях…

«Мари-Лу кивает. Сглатывает. Ее взгляд совершенно не похож на тот, к которому я привык. Он заставляет меня вздрогнуть.

— Наверное, я никогда не смогу, Адам. Скорее всего, я останусь здесь.

Я смущаюсь, не знаю, что сказать. Я готов расплакаться. Мне известно, что у нее серьезная травма спины. Пройдет немало времени, прежде чем ей станет лучше. Не исключено, что она никогда полностью не поправится. Я смотрю на Мари-Лу. Ее глаза совершенно пусты. Это все равно что смотреть в две черные дыры. Самой Мари-Лу там нет. …

— Я просто вспомнил нашу встречу в Сёдере. Ты собиралась петь в церкви Святой Софии.

— Ну да.

— Ты хочешь стать певицей?

Мари-Лу отвечает не сразу. Спустя некоторое время она начинает говорить таким жестким тоном, что у меня по коже бегут мурашки: 

— Кем, по-твоему, я стану, Адам? Разве ты не видишь? Проклятым инвалидом, вот кем!»

Адам. Помощь — это взаимно и безусловно.

«Вскоре мы расстаемся. Я отношу ее вещи в машину. Мари-Лу крепко прижимает к груди свой сверток. Я говорю, что мы можем увидеться в городе. Однако мы оба догадываемся, что, скорее всего, больше не встретимся. И следующим летом тоже. Нам обоим требовалось навести порядок в своей жизни. Теперь это сделано. Больше мы ничего не можем сделать друг для друга. Мне бы хотелось, чтобы все сложилось иначе. Чтобы у нашего фильма был другой конец. Счастливый, как в настоящих фильмах. Но в жизни не всегда так».

 

Юлия Кузнецова «Выдуманный жучок»

Таша. Мамам нужна наша помощь!

«А в двенадцать-тринадцать лет начинает хотеться всем рассказать о своём шунте по секрету. Чтобы все испугались. Чтобы все поняли: ты герой, раз всё это терпишь. Говорят, привыкаешь только в пятнадцать, но я привыкла уже. Мне пришлось пораньше: у меня мама как ребёнок. Мне надо её поддерживать. Ей очень тяжело — и жить в больничной палате, и переживать за меня. А вдруг я подхвачу инфекцию? Или шунт на этот раз не приживётся?»

Аня. Я не моя болезнь, я — творчество, и ты тоже!

Это правило мы придумали вместе с автором Юлией Кузнецовой

«Аня хватает мобильник, набирает номер.

— Папа! Прости, я не вовремя? Ты на встрече?

Я фыркаю. Как из больницы можно позвонить не вовремя? Те, кто на свободе, должны всегда быть готовы с нами поговорить!

— Я быстро, пап, насчёт картины. Которую надо было в подарок твоей начальнице связать. Папочка, прости, я не успела! Уже завтра? Ой, прости прости! Начну прямо сейчас.

У меня глаза на лоб лезут. Он что, с ума сошёл? Заставляет больную дочку вязать подарки на день рождения начальницы?

— Послушай, пап, а ей куда — на дачу? Тогда я вывяжу барашков. Они у меня классно получаются. И речку. У неё на даче есть речка? Ладно, тогда озеро и лес. А грибы она любит собирать? Я свяжу один, на всякий случай. Хорошо. Папуль, к вечеру не успею. Передай ей наши извинения, ладно? Спасибо. Ты правда не сердишься? Ага. Я тебя тоже. До вечера.

Аня заканчивает разговор, поворачивается к окну и глядит на тот голубой цвет, что наверху.

— «Ты правда не сердишься?» — язвительно повторяю я. — Он у вас тиран какой-то.

— Пусть он видит, что всё нормально. Что у него обычный ребёнок. Я хочу его радовать. Ему тяжело».

 

Надеемся, вам пригодятся советы и правила авторов "КомпасГида" при диалоге с подростками - теми, кто не обделен здоровьем, и теми, чьи возможности ограничены. И не забывайте важное правило от Габриэле Клима: "Будьте естественны, как будто вам не нужны десять советов для того, чтобы стать лучшим другом или подругой физически недееспособному подростку".

 

Страница Издательского дома "КомпасГид" в социальной сети ВКонтакте