ГОЛУБИНЫЕ ДЕТИ

 

В конце 2020 года в Омске увидела свет первая повесть молодого автора Александры Яковлевой - под названием "Голубиные дети". Детская библиотека имени А.П.Гайдара для своей группы в социальной сети ВКонтакте подготовила видеорекламу книги, о ней рассказывает Виктория Евгеньевна Гонштейн. 

 

 

Перед съемкой ролика Виктория Евгеньевна принимала участие в обсуждении произведений Александры Яковлевой и поделилась с коллегами очень глубокой, подробной рецензией на повесть:

"Омская писательница Александра Яковлева пишет свои произведения в жанрах реализм, магический реализм, сказки и притчи. Книга, которая попала ко мне в руки, согласно аннотации, её первая фэнтези - повесть в жанре middle grade (т.е. для аудитории 8-12 лет). Довольно неброская по дизайну книга с совершенно не фантастическим названием «Голубиные дети» больше ассоциировалась с прозой про птиц и животных. Но книга была небольшого формата, приятная на ощупь и всего 200 страниц.

С первых же строк повесть затянула и не отпустила. «Пиратская шхуна на всех парусах шла к далёкому и таинственному острову сокровищ» - гласило первое предложение, обещая неизведанные дали и невероятные приключения. Правда, про пиратов в книге оказалось немного... зато там было много про дружбу, верность, стойкость духа и любовь. Любовь к близким, любовь к брату. Но при чём же тут голуби и их дети?! Оказалось, что голубятни - это не просто творения рук человеческих. Они могут быть порталами. И вот одна из таких голубятен и стала ключевым порталом в повести.

 

Книга насквозь пропитана порталами и «пасхалками» для тех, кто довольно много прочитал в жанре фантастика/фэнтези. Встречаются отсылки к «Питеру Пэну», «Нарнии», «Золотому компасу», «Повелителю мух» и многие другие.

Сценарий оказался довольно прост: в центре событий два абсолютно непохожих друг на друга брата-близнеца Пашка и Макс. Они должны пройти множество испытаний и понять: стОит ли родной брат целого мира? Непростая ситуация в семье лишь теснее переплетает жизни двенадцатилетних мальчишек.

Но обо всём по порядку. Мать Пашки и Макса - жертва домашнего насилия. Отец нередко поднимал руку на жену и детей, но мама старалась встать между мужем и мальчиками. А Макс пытался, в свою очередь, встать между отцом и мамой, между отцом и братом. И вот мама вместе с близнецами уезжает на лето в деревню к её родителям - прячется там от проблем. И прячется не только от мира, но и от детей: её душевных ресурсов не хватает на заботу о детях, она уходит утром в леса и поля, окружающие деревню, и бродит там в прострации до самого позднего вечера. Дети предоставлены сами себе. Но если Макс - живой мальчишка, который быстро заводит друзей и активно проводит дни, то Пашка и рад быть с братом, быть как брат, но астма лишает его этой возможности раз и навсегда. Но он находит себе занятие по душе - читает. Читает много и со вкусом, потому что это его способ бегать и прыгать: здесь он может бежать наперегонки с ветром, прыгать в глубокие расщелины и обрывы, летать как никто и никогда, и встретиться с огромным количеством неизвестных существ из разных миров. Всё, о чём Пашка читает, он рассказывает Максу. И Макс придумывает на основе этого игры. Как раз в начале книги мы смогли заглянуть Пашке через плечо и узнать немного историю про пиратов. А потом вернулся Макс, и вот уже братья в реальности как два пирата,  и бегут навстречу приключениям через поле. Пашке бег даётся тяжело, но он старается не показывать этого. А Макс, зная, что брат запыхался, терпеливо его ждёт и помогает вовремя подать ингалятор. Сначала они просто бегут, потом за птицей, потом находят старую голубятню.

Дальше события разворачиваются стремительно и под разными углами. Они похожи на кусочки рисунка в калейдоскопе, или как если смотреть на мир сквозь сильно гранёное стекло: отсветы, блики, тени, непредсказуемые узоры, искажения пространства и времени. Пытаясь открыть крышку голубятни, братья понимают, что им нужна палка, и Макс уходит её искать. Пашка остаётся терпеливо ждать, но складывается впечатление, что его забыли и потеряли. Забыли и потеряли навсегда. И здесь реальность заканчивается, а начинается переход в другой мир, разрыв шаблона и неверие в происходящее.

Первая часть книги рисует мир, очень похожий на Неверленд (или, как говорят ещё, Нетландию) - мир, где живёт и всем правит Питер Пэн: потерянные мальчишки из разных миров не хотят учиться, никогда не взрослеют, и день напролёт играют, ночью пируют, а также придумывают, как развеселить «короля», который именует себя Мальчишество. Король не так-то прост: все, кто его видят, считают, что он их копия. И вообще, он не человек, а некий «рой» - субстанция из множества особей, типа пчёл, с коллективным разумом.

В то же время в этой части повести отчётливо прослеживаются «нотки» «Повелителя мух»:  мальчишки, ведомые инстинктами, строят свой мир на силе и правилах сильного. В ходу жестокие наказания за ослушание и неследование правилам «роя».

Попав в этот мир, Пашка сначала изумляется происходящему, пытается вырваться, но потом, как и все здесь, начинает забывать всё, что с ним было «до». У всех мальчишек здесь жизнь поделена на густую «вату» вместо воспоминаний до посещения голубятни и жизнь, которая с ними случилась после перехода через портал. Многие сюда попали не по своей воле. И только мистическая пугающая всех чернота Топи помогает вернуть воспоминания, и может помочь Пашке и мальчикам найти дорогу домой. Но нужно ли Пашке домой? Белая Дама - хранительница портала - говорила, что он нужен брату, нужен Страннику...  И все же куда идти Пашке?..

 

Как мы узнаем из второй части повести, Макс не забыл про брата и не потерял его. То есть, он его, конечно, потерял, но не потому, что хотел потерять, а потому что брат исчез вместе с голубятней. Макс очень переживал, и его горе и подсознательное стремление отыскать брата сделало так, что первая в его жизни книга, взятая Максом в руки (по стечению обстоятельств эта оказалась та сама книга, которая была про пиратов), затянула его в вакуум! Затем какие-то три размытые сомнительные личности бегло рассказывают, что он, Макс, теперь Странник: к себе вернуться не может, зато сколько угодно может прыгать в пространстве и времени по другим мирам, коих бессметное множество. После этого Макс остаётся один, и крутись как хочешь. Но желание найти брата настолько сильнО, что первый же мир, в который получается открыть портал, показывает мальчишку, похожего на Пашку как две капли воды. В результате нескольких неудачных «тренировок» в телепортации в этом новом для Макса мире, создаётся разрыв ткани бытия, и мир гибнет. Хотя некоторым людям удается добраться до портала и выжить. Встреча Макса и этих трёх человек оказывается поворотной.

Пашка и Макс, братья, которые не представляют своего мира друг без друга, шагают за порог неизвестного и неизведанного в разное время с надеждой вновь найти друг друга; один шагает сознательно, второй неосознанно... но так ли это? И какую роль во всём этом играют книжные порталы и живое пытливое мышление братьев?..

В этой повести интересно всё. Мне было интересно. Но чуть больше мне понравилась вторая часть. И не потому, что там меньше ощущается связь автора с другими, известными многим, произведениями. А потому, что этот шебутной мальчишка Макс по-настоящему любит своего брата. Он кидается за ним как в омут с головой, в надежде найти, в надежде успеть, в надежде вернуть. Он не бросает «скучного астматика» на произвол судьбы, и не потому, «что скажет мама?!». А потому, что брат для него важен и нужен.

Можно долго пытаться описать словами все достоинства этой книги. Но лучше взять и прочитать её. Мы вам так и советуем".