"В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВСЕ ИНАЧЕ". НЕ СОВСЕМ РЕЦЕНЗИЯ...

 

Специалисты омских библиотек второй год подробно обсуждают новые тексты Книгуру. Ирина Михайловна Давыдова из библиотеки имени М.В.Ломоносова пишет о своем личном открытии сезона:

"Хочу поделиться мыслями по поводу повести Марии Закрученко «В реальной жизни все иначе». Из пяти прочитанных мною произведений, представленных в двенадцатом сезоне «Книгуру», именно эта работа мне понравилась больше других.

Актуальны поднятые в ней проблемы: буллинг в школе, подростковое одиночество. Подана история так, что я ни разу не усомнилась в ее достоверности и сопереживала героине от первой до последней страницы.

«В реальной жизни все иначе» –  пронзительная исповедь девочки-подростка. Она называет себя Арабеллой – загадочно и таинственно. Но это всего лишь ник. Свое настоящее имя героиня недолюбливает, впрочем, как и саму себя.

Пролог повести напряженный. Мы понимаем, что произошло что-то ужасное, и вот-вот может произойти нечто непоправимое: героиня стоит на крыше многоэтажки, готовая в любой момент сорваться вниз.

А дальше история о том, что привело ее к такому поступку.

Арабелла –  восьмиклассница, ей 13 лет. В жизни у нее складывается все далеко не лучшим образом и в семье, и в школе. Она очень одинока. Спасаясь от одиночества, постоянно ведет мысленную беседу с той, которую считает своей единственной подругой. Но ее, так называемой подруги, в реальности не существует.

Эта «подруга» – всего лишь персонаж популярного в подростковой среде фантастического сериала (про космос, про будущее). Она – супергероиня: путешествует на межпланетном космическом корабле, постоянно рискует и жертвует собой, никогда не отчаивается, всегда готова прийти на помощь. Из-за чувства повышенной справедливости она всегда одна. И этим тоже близка Арабелле.

Своей вымышленной подруге героиня поверяет все свои тайны, всякий раз вопрошая: «А как бы ты поступила на моем месте?» Для Арабеллы (лишь в самом конце книги мы узнаем истинное имя девочки – Саша) этот мысленный диалог – способ выживания, способ не отчаяться совершенно, не свихнуться от неприятностей и проблем, с которыми она постоянно живет.

 

Школа для Арабеллы, по ее же выражению, – «десять лет строгого режима». Друзей нет. Одноклассницы регулярно издеваются над ней, доводят до слез. Пинают вещи, обзывают, выкладывают в контакте мэмы-насмешки. «Толстуха», «Очкастая» –  это самые безобидные прозвища. (Причем, «очкастая в классе, – замечает героиня, – я одна, хотя очки носят еще как минимум четверо человек…»). Говорят, в таких случаях лучше не обращать внимания, тогда – отстанут. Но так не получается. Девочка постоянно «играет по чужим правилам», не может защитить себя, не пытается дать сдачи.
Классный руководитель на ситуацию не реагирует. Школьный психолог – молоденькая девочка. Тоже никакой помощи.

Дома Арабелла о своих проблемах не говорит. Живет она с матерью и старшей сестрой. Как-то сестра бросила ей: «Не ябедничай! Справляйся сама!» И девочка замкнулась в себе, старается быть незаметной. Мать – все время уставшая и недовольная. У нее не ладится с работой. Денег в семье всегда нет. К матери у Арабеллы неприязнь. Она не может простить ей, что та выгнала отца. И хотя девочка отца почти не помнит (к тому же в доме уничтожены все фотографии с ним), ее не отпускает мысль, где же он сейчас.

Арабелла ощущает себя нелюбимым ребенком, не оправдавшим надежды родителей. Ведь старшая сестра, не в пример ей, решительная и целеустремленная. В этой ситуации она не может придумать ничего лучшего, чем «выпадать из реального мира». Почти все время мыслями она где-то далеко.

Однажды в школе, как обычно прячась на перемене под лестницей, девочка коротает время в смартфоне. На странице сообщества фанатов любимого сериала она пишет коммент по поводу последней серии и получает мгновенный ответ. Так завязывается ее переписка с некой Сирил, тоже фанаткой фильма. От Сирил Арабелла узнает, что и в её городе существует фандом «Огненной звезды». Местные поклонники сериала собираются по субботам на фуд-корте в торговом центре.

В ближайший же выходной героиня решается отправиться на сходку фандома. Оказывается, фандом – подростки, ее ровесники. Впервые Арабеллу принимают в компанию. Более того, ей поручают подготовить викторину по сериалу. А Сирил (на самом деле ее зовут Лена) даже пригласит ее к себе домой. С новой знакомой Арабелле интересно, с ней легко, в ней она находит родственную душу, впервые чувствует к себе уважительное отношение и не верит, что такое вообще возможно.

Арабелла пишет фанфики, решается сначала показать их Сирил, а затем и публикует их в фанатском сообществе. Заинтересованные отклики в соцсети повышают ее самооценку. Вместе с другими фанатами девочка строит в гараже макет космического корабля, готовится к предстоящему Фабрик Кону. (Фабрик Кон – ежегодное сборище фанатов фантастических миров, на котором каждая вселенная (Властелин колец, Майнкрафт, Игра престолов…) представляет себя.)

Арабелла по-прежнему витает в фантастических мирах, не прекращает внутреннего диалога со своей вымышленной подругой, но наконец-то решает, что надо что-то делать, чтобы соответствовать своей кумирше. Она берёт на вооружение её девиз «Вместо того, чего у тебя нет, подумай о том, что у тебя есть» и начинает менять себя.

Чтобы подтянуть физическую форму, совершает утренние пробежки. Решает разобраться с «хвостами» по геометрии, заняться самообразованием: хорошо бы выучить английский так, чтобы понимать серии без титров; начинает читать настоящую фантастику – Азимова, Брэдбери – классиков жанра.

В одночасье перевернуть судьбу, конечно, не получается. Арабелла к тому же слишком несобрана, не умеет сосредотачиваться на важном, расставлять приоритеты. Но что-то в ней меняется… Очень медленно… Она становится чуточку сильнее.

Но в школе по-прежнему издевательства… И Арабелла оказывается на крыше дома…

История щемящая. «Жизнь, - формулирует героиня, – это ожидание боли в самых неожиданных местах». И это действительно так.

Но нельзя замыкаться в себе. Все неприязни, непонимание – от недосказанности. Для того, чтобы тебя поняли, и ты понял других, нужны слова. Если нет сил справиться с проблемами самому, – проси помощи у родителей. Как мы увидим, и мать, и сестра поддержат героиню. Саша-Арабелла сама отталкивала их, не пускала в свою жизнь. Ложные обвинения, неоправданные обиды… А ведь, матери одной тянуть детей тоже очень нелегко! Ты ее понять пыталась?!

Конечно, хорошо бы к этим выводам героиня пришла пораньше. Уж слишком затянулись её страдания. Но что мешает читателю делать выводы из этой истории?

Повесть Марии Закрученко даёт и пищу к размышлению, и толчок к действию. Многие подростки фанатеют от супергероев. Сначала уход в фантастический мир для героини был сродни страусиному зарыванию головы в песок. Но в какой-то момент вслед за своим кумиром она смогла сказать себе: «На нашем пути нет преград… кроме тех, что возводим мы сами».

История заканчивается оптимистично. Хочется верить, что Арабелла, которая уже начала превращаться в Сашу, сможет перевернуть эту неприятную страницу, начать жизнь с нового листа. В этой жизни будут друзья, тепло, любовь и поддержка семьи… Героиня наконец-то поверит в себя, научится жить настоящим, и теперь у нее в реальной жизни будет всё иначе".