БОЛОТНЫЕ РОБИНЗОНЫ

 

Сотрудники детской библиотеки имени О.Кошевого на своих страницах в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники рассказали о книгах Елены Ильиной "Четвертая высота" и Софьи Радзиевской "Болотные робинзоны". Послушайте видеобеседу Таисии Олеговны Золотухиной (с чтением фрагментов из повести "Болотные робинзоны"):

 

 

Подробнее о книге - ниже.

 

 

Беседа ТО.Золотухиной в текстовом варианте:

"Книги Софьи Радзиевской читаются на одном дыхании: произведения писательницы всегда имеют интересный сюжет, как правило, приключенческий, наполнены яркими событиями, пробуждающими познавательный интерес юного слушателя. Небольшая повесть «Болотные робинзоны» - чисто художественное произведение для детей от 6 лет, а так же их родителей. Сюжет повести вымышлен, но в то же время представляет собой обобщение множества фактов из истории Великой Отечественной войны.

После уничтожения маленькой белорусской деревеньки Малинки немецким десантом чудом уцелевшие дети и двое стариков уходят спасаться на болота, на заповедный Андрюшкин остров. История выживания этого небольшого коллектива полна приключений и, главное, проникнута чувствами добра и смелости, готовности прийти на помощь друг другу. Мальчик Саша приехал из Минска в деревню к бабушке. Он совершенно не знаком с деревенской жизнью, но проходит путь становления как защитник и кормилец, потому что он самый старший из спасшихся детей, а взрослые - древний дед Никита и бабушка Ульяна, озабоченная выхаживанием грудного младенца убитой соседки и близнецов-дошкольников Маринки и Гришаки, найденных под печкой сгоревшего дома. Дед Никита и бабушка Ульяна терпеливо передают ему свой опыт выживания в лесах и на болотах, но сил на дальние походы и охоту у них нет. Старики учат Сашку и его младшего друга Андрейку ориентироваться в лесу, заготавливать припасы на зиму, охотиться на зайцев и птиц, затем - на лося, строить дом и искать лекарственные травы. Мальчшки наведываются в сожженную деревню, ища домашнюю утварь, инструменты, а главное - соль, которая спасает продукты. Боясь «лишнего рта», старики сначала предлагают убить приблудную козу, но дети сопротивляются этому, а затем находят еще и корову, и бычка, и маленькую собачку, спасшую их всех потом от медведя-шатуна, и кошку. Таким образом «Ноев ковчег» стал полным и зажил своей «древней» жизнью - по нравственным заветам предков, по принципу «один за всех, а все - за одного».

В повести Софьи Радзиевской «Болотные робинзоны», кроме трех эпизодов, нет повествования о войне: в произведении рассказывается о жизни в лесу и на болоте, о приключениях детей, о самих животных, а также о чувствах всех персонажей, об их переживаниях и о сопереживании друг другу.

В первом «военном» эпизоде (глава «Они!») мальчишки сталкиваются в лесу с фашистским десантом, при этом сам эпизод описывается глазами Сашки, застрявшего в дупле дуба, где он искал мед. Подлость и бесчеловечность фашистов показывается предельно просто: нацисты подзывают ребят, обращаясь к ним по-русски, и дают шоколад, который деревенские дети вряд ли когда-то пробовали. Когда маленький Мотя проговорился, кто они и где их деревня, десантники спокойно их перестреляли, только более смышленый и ловкий Федоска за миг до этого отпрыгнул в кусты и скатился в овраг. После прочтения данного эпизода абсолютно лишними станут беседы о сущности фашизма: читатель воспринимает эту сущность через сочувствие и сопереживание героям, так же как они впитывают в себя при этом заповеди прошлого. Сашка, переживший после расстрела друзей гибель сожженной Малинки (второй «военный» эпизод), трудный путь в болота с маленькими детьми на руках, возвращается в неблизкий лес, чтобы похоронить друзей, - это долг живых, его долг, долг случайно выжившего. Найдя среди убитых друзей тяжелораненого Андрейку, подросток через лес, речку, болото, таясь от фашистов, тащит мальчишку на спасительный остров. Саше даже в голову не могла прийти мысль ни о том, что не надо хоронить друзей, ни о том, что Андрейку тоже можно было бы похоронить - шансов на выживание у него практически не было, да и никто бы об этом не узнал. Вот этим этика наших предков, с молоком матери впитанная детьми ХХ столетия, отличается от навязываемой нам «нарождающейся этики нового века», этики эгоцентристов.

У главного героя повести - подростка Саши наблюдается динамика развития характера: его восприятие действительности становится взрослым и осмысленным, рассуждения уже не детские, а подростковые, поступки выверены и часто логически продуманы, сам он становится мужественнее и добрее, так как чувствует ответственность за всех в островном лагере - старых и малых.

Каждый персонаж в книге яркий, запоминающийся, со своим характером. Маленькие близнецы Павлик и Наталка - одно умиление! Везде за ручку ходят, всё пополам делят, даже разговаривают на пополам, один начинает фразу, другой заканчивает. Как читаю про них, так и улыбаюсь маленьким смышленышам. А Гришака! Это же настоящий деревенский, хозяйственный мужик, и не важно, что ему отроду всего годочков пять. Бабушка Ульяна - это воплощение женской мудрости, трудолюбия, понимания, всепрощения, любви и бескрайней доброты и жалости. Есть ли в наше время такие бабушки? Уверена, что есть. Где-то точно есть. Никогда не крикнет, не заругает, не покажет усталости своей, никогда не пожалуется на судьбинушку горькую. Зато всегда обнимет, пожалеет, утрет слёзы, успокоит мудрым словом. А повесть заканчивается хорошо, насколько это возможно. И от этого сердце, успевшее настрадаться и напереживаться за время чтения, немного успокаивается. Если вы ещё не прочитали эту книгу с детьми, то рекомендуем это сделать".

 

Очень интересна и биография автора повести "Болотные робинзоны" Софьи Радзиевской. Видеорассказ о ней можно послушать в разделе "Округ, читай!".