Дело являет, каков был труд Я России служу. Только ей одной Эпоха глазами художников

 

В морозном тумане белеет Исакий.

На глыбе оснеженной высится Петр.

И люди проходят в дневном полумраке,

Как будто пред ним выступая на смотр.

В.Я. Брюсов





Бунин, М. С. Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова и университетской набережной в Ленинграде / М. С. Бунин. – 2-е изд. – Ленинград : Художник РСФСР, 1975. – 54, [9] с. : фот. – (Ансамбли городов России). – Текст : непосредственный.

Рассказ об архитектурных памятниках, расположенных на Васильевском острове, созданных, в том числе и в петровскую эпоху. Это здание Двенадцати коллегий, дворец Меншикова, Кунсткамера.

Здание Кунсткамеры построено в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России и, видимо, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Здание венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы. По преданию, место для строительства музея выбрал Пётр I. Первоначальный проект здания, по всей вероятности, составлен архитектором Андреасом Шлютером, а затем разработан на основе его чертежей Г. Маттарнови при личном участии Петра. Позднее работами руководили архитекторы Н. Гербель и Г. Киавери. Весь комплекс работ завершен в 1734 году архитектором М. Земцовым. Позже, после пожара в 1747 году, здание Кунсткамеры перестраивалось.






Волошин, М. А. Суриков / Максимилиан Волошин ; публ., вступ. ст. и примеч. В. Н. Петрова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1985. – 223 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Биографическая книга о создателе исторических полотен В. И. Сурикове (1848–1916) была создана в середине 1910-х годов на основе бесед М. А. Волошина с художником. Петровской эпохе художник посвятил две картины.

Первая – «Утро стрелецкой казни» (1881). Художник создал её, находясь под сильным впечатлением от подавления бунта стрельцов, организованного царевной Софьей. Великому мастеру исторического полотна удалось показать трагическую судьбу народа через переживания приговоренных к казни стрельцов. Трагизм передан Суриковым через выражение лиц, безысходность в глазах, скорбные позы, заламывание рук. В центре сюжета – молодой царь Пётр, восседающий на коне, и рыжебородый стрелец, связанный по рукам и ногам, не опустивший головы и гневно взирающий на монарха. Приговоренный к смертной казни преисполнен сознания своей правоты. Столь же ярко изображены и другие стрельцы, не покорившиеся Петру, дерзко смотрящие ему в глаза.

Вторая картина – «Меншиков в Берёзове», посвящена ближайшему сподвижнику и фавориту Петра I Александру Даниловичу Меншикову (1673–1729). В 1727 он обвинен в государственной измене и хищении казны и вместе с семьей сослан в Березов (ныне Березово Тюменской области), где и скончался. Художник представил сцену в низкой, темной избе со слюдяным оконцем, где переживает опалу некогда всесильный царский фаворит. Не смирившийся с поражением, по-прежнему величественный, Меншиков погружен в свои думы. Судьба согнула, но не сломала его – недаром зрители замечали, что если Меншиков встанет, то пробьет головой потолок. Сын Меншикова Александр и старшая дочь Мария, бывшая невеста Петра II, умирающая от чахотки, каждый по-своему переживают крушение надежд. Лишь младшая – Александра, читающая вслух Евангелие, вносит светлую ноту в атмосферу гибели и безысходности.




 


Захаров, О. Н. Архитектурные панорамы невских берегов / О. Н. Захаров. – Ленинград : Стройиздат, 1984. – 320 с. : ил. – Текст : непосредственный.

С тех пор как Петербург стал столицей, на первом этапе его развития возникла и долго господствовала идея – создать «парадиз». Средствами архитектуры нужно было наглядно показать, на что способна Россия, как развивает она свою освобождённую северо-западную окраину и новую столицу. О создании уникальных архитектурных ансамблей, садов, парков, набережных Невы, строительстве искусственных гаваней и каналов, мостов, а также о решении проблемы выхода города к морю и защиты его от наводнений рассказывает эта книга.


 

Зограф, Н. Николай Николаевич Ге / Н. Зограф. – Ленинград : Художник РСФСР, 1968. – 76, [1] с. : ил. – Библиогр.: с. 75. – Текст : непосредственный.

Книга о русском художнике, одном из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок Н. Н. Ге (1831–1894), написавшем в 1871 году картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». В 1872 году исполнялось двести лет со дня рождения Петра Великого. Фигура царя-реформатора, его деятельность, ломка старых устоев жизни вызывала горячий интерес со стороны представителей русской культуры. В атмосфере горячих споров в оценке деятельности Петра, споров о будущем России сформировался замысел этой картины.

Только что, видимо, произошло бурное объяснение между отцом и сыном. Пытливо и пристально всматривается Пётр в Алексея, как бы стараясь его разгадать, всё ещё не оставляя надежды на его раскаяние. Под взглядом отца Алексей опустил глаза. Диалог продолжается внутренне, в полном безмолвии. В фигуре Алексея, в его бледном лице сквозит и боязнь, и пассивное сопротивление. Рассеянное освещение придает сцене бытовой характер. Полный внутренней мощи облик Петра противопоставлен бессилию царевича, фигура которого будто сливается с интерьером. Зрителю очевидно сразу, на чьей стороне историческая правда.



Корнилович, К. В. На берегах Невы : книга о русской архитектуре и искусстве первой четверти XVIII века / К. Корнилович. – Ленинград ; Москва : Искусство, 1964. – 151 с., [2] л. ил. : ил. – (Рассказы об искусстве). – Текст : непосредственный.

В книге рассказывается о русской архитектуре и искусстве первой четверти XVIII века. Характеристика основных явлений, происходящих в архитектуре, скульптуре, живописи дана на фоне ярких картин культуры и быта петровского времени. Рождение на невских берегах новой столицы: закладка её фортов и верфей, строительство первых домов, возведение дворцов и садов. Досуг: пиры, ассамблеи и праздники. Гравюры с изображением «баталий» – сцен морских и сухопутных сражений. Об этом и многом другом идет речь в очерках Киры Корнилович «На берегах Невы».




 



Краснобаев, Б. И. Очерки истории русской культуры ХVIII века : книга для учителя / Б. И. Краснобаев. – Изд. 2-е . – Москва : Просвещение, 1987. – 317, [3] с., [8] л. цв. ил. : ил., портр., фот., карты. – Библиогр.: с. 316–318. – Текст : непосредственный.

В сборнике, состоящем из отдельных очерков, рассматриваются наиболее важные аспекты развития русской культуры в XVIII веке. Эпоха Петра Великого в очерке «Общественная мысль» представлена взглядами русского предпринимателя, купца, философа Ивана Посошкова и идеолога реформ Феофана Прокоповича. Очерк «Школа» знакомит с появлением первых светских учебных заведений – Пушкарской (артиллерийской) школы, Навигацкой (школы математических и навигационных наук), горнозаводских и цифирных школ. «Наука» рассказывает о развитии научных знаний, об истории создания Академии наук в нашей стране. Очерк «Искусство и литература» знакомит с литературными произведениями той эпохи, с деятельностью художников, музыкантов, архитекторов, с новшествами в градостроительстве. О развитии светского книгопечатания, реформе шрифта, издательской политики царя-реформатора, появлении первых газет рассказывается в очерке «Книга и периодика».






Кузнецова, Э. В. Исторический и батальный жанр : беседы о русской и советской живописи : книга для учителя / Э. В. Кузнецова. – Москва : Просвещение, 1982. – 192 с., [8] л. ил. : ил. – Текст : непосредственный.

Начало развития светской живописи в петровскую эпоху, отражение сражений Северной войны в гравюрах. Творчество живописцев XIX века представлено не только полотнами Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» и В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», но и картиной Е. И. Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после её заключения в Новодевичем монастыре, во время казни стрельцов и пытке всей её прислуги в 1698 году». В мрачной монастырской келье, опёршись о стол, стоит Софья, сложив руки на груди, исступлённо глядя перед собой. Фигура её величественна, во всём облике сочетание силы и отчаяния, гнева и ярости. Предводитель и главный идеолог передвижников И. Н. Крамской так отозвался об этой исторической картине И. Е. Репина: «Софья производит впечатление запертой в клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории». Софья в картине Репина – сильная, неукротимая, властная натура, характерная для того яростного и крутого времени, которое породило Петра с его несокрушимой энергией. Софья и Пётр – достойные друг друга противники. Именно поэтому, работая над картиной, художник изучал не только её портреты, но и портреты Петра I.

В творчестве художников конца XIX – начала XX веков петровская эпоха представлена в картине В. А. Серова «Пётр I». По зыбкой, нетвердой насыпи широко, уверенно и твердо шагает великий реформатор. Его целеустремленность, напор, энергия привели в оживленное движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны. Действие картины разворачивается на фоне строящейся новой столицы Великой империи. На противоположном берегу золотом сверкает игла Петропавловского собора. Видны первые каменные строения, признаки города налицо. Здесь же все только начинается. Вместо будущей набережной – земляная насыпь, вместо дворцов – основы построек в строительных лесах. Все в фигуре Петра символизирует силу и решимость: твердая поступь, румянец на обветренном лице, державный взгляд. Группа сопровождающих царя подчеркивает его исключительность. Вельможи зябко кутаются в плащи, сгибаются перед встречным ветром, он единственный, кажется, не чувствует силы ветра.




 



Культура и искусство России XVIII века: новые материалы и исследования : сборник статей / науч. ред. Б. В. Сапунов, И. Н. Уханова. – Ленинград : Искусство, 1981. – 151 с. : ил. – (Государственный Эрмитаж). – Текст : непосредственный.

Сотрудники Государственного Эрмитажа исследуют вопросы отражения идей абсолютизма в символике петровских знамён, возникновения сюжета «Пётр I, высекающий фигуру России», авторства и сюжетов скульптур Летнего сада. Каждая статья иллюстрирована и содержит список литературы.


 

Кючарианц, Д. А. Пригороды Ленинграда / Д. А. Кючарианц, А. Г. Раскин. – Ленинград : Искусство, 1985. – 378 с, . [22] л. : ил. – (Архитектурно–художественные памятники XVIII–XX веков). – Библиогр.: с. 372–373. – Из содерж.: Петродворец ; Ломоносов ; Дворцово-парковые ансамбли петергофской дороги ; Кронштадт. – Текст : непосредственный.

Знакомство с этапами создания, со стилистическими особенностями произведений архитектуры, монументально-декоративной скульптуры и садово-паркового искусства Петродворца, Ломоносова, Кронштадта и других пригородов Санкт-Петербурга. Какую роль отводил каждому из них Пётр I?

Вернув открывающую путь в Неву древнюю русскую крепость Орешек, Пётр I переименовал её в Шлиссельбург – «ключ-город». А Кроншлот (по-немецки Кроншлосс) означал коронный замок, затвор, ключ. Таким образом, Шлиссельбург открывал вход в Неву, а Кроншлот (в настоящее время Кронштадт) замыкал прочным замком вход в Финский залив.


 

Лапшина, Н. П. Русское искусство XVIII века / Н. П. Лапшина. – Москва : Издательство Академии художеств, 1963. – 74, [2] с. – Текст : непосредственный.

Автор рассказывает, как на смену древнерусскому искусству, развивавшемуся в течение X–XVII веков в тесной связи с церковью, которая была главным заказчиком художников, пришло новое искусство, в своей основе независимое от религиозных представлений. По сравнению с прошлой эпохой резко возросла роль светской, гражданской архитектуры и живописи. С архитектурой также связано и развитие монументально-декоративной скульптуры, требовавшейся для украшения соборов, дворцов, парков. Скульптура создавалась не только на месте, в России, но и по распоряжению Петра I ввозилась из Италии, Голландии, Польши, Англии.


Овсяников, Ю. М. Доминико Трезини / Ю. Овсянников. – Ленинград : Искусство, 1987. – 221, [1] с., [24] л. ил. – (Жизнь в искусстве). – Текст : непосредственный.

Книга о жизни и творчестве зодчего первой половины XVIII века Д. Трезини, приглашённого Петром I строить новую столицу на берегах Невы и нашедшего в России свою вторую родину. По его проектам были заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, Летний дворец Петра I, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий и другие объекты.



 


Петродворец / [авт.– сост. Е. А. Конькова]. – Москва : Вече, 2009. –238, [1] c., [8] л цв. ил.: ил., портр. – (ЮНЕСКО. Памятники Всемирного Наследия). – Текст : непосредственный.

Книга рассказывает об архитектурно-художественном ансамбле Петродворца (Петергофа) – шедевре русского искусства XVIII столетия, жемчужине русской архитектуры, символе побед русского гения. Петергоф был основан Петром I как столица фонтанов, первое упоминание о нём зафиксировано в путевом журнале Петра I в 1704 году. На протяжении 200 лет Петергоф был парадной летней резиденцией императоров – дворцово-парковым ансамблем с фонтанами и каскадами. «Приморский парадиз», как называл его император, строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России, завоевавшей в ходе Северной войны выход к Балтийскому морю. Всё в нём – парки и фонтаны, каскады и золочёные статуи, дворцы с их изысканным убранством – выражает общую идею величия России-победительницы.


 

Ракова, М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века / М. Ракова. – Москва : Искусство, 1979. – 243 с. : ил. – Указ. имен: с. 241–243. – Текст : непосредственный.

Очерк о русской исторической живописи 1830–1850-х годов. В книге отражён интерес русских художников к личности и эпохе Петра I. Речь ведется о написании картин и рисунков К. К. Штейнбеном («Пётр Великий с матерью укрываются от мятежных стрельцов в церкви») и П. В. Басиным («Пётр I мальчиком в окружении бояр», «Пётр I раскрывает стрелецкий заговор», «Пётр I на берегу Невы») и других работах.


 

Триумфальные арки Ленинграда / сост., авт. текста А. Г. Раскин ; фот. В. Я. Денисова [и др.] ; худож. В. Н. Потекушин. – Ленинград : Лениздат, 1985. – 159 с. : ил. – Из содерж.: Петровские ворота Петропавловской крепости ; Невские ворота Петропавловской крепости. – Текст : непосредственный.

Книга знакомит с триумфальными арками Санкт-Петербурга – застывшими в камне гимнами в честь мужества и воинской доблести защитников Отечества. У каждой из них свой образный строй, побуждающий глубокие патриотические чувства и исторические ассоциации.

Петровские ворота Петропавловской крепости напоминают о временах, когда в начале XVIII века на освобождённых от шведов берегах Невы был основан новый город – Санкт-Петербург. У Невских ворот крепости, построенных в начале 1720-х годов по проекту архитектора Д. Трезини, было особое назначение. Через них 30 августа 1723 года, в третью годовщину подписания Ништадского мира, вынесли ботик Петра I и спустили его на воду. Этим подчёркивалась особая роль флота в Северной войне. В первой половине XVIII века церемония с выносом ботика повторялась несколько раз.




 



Шалимова, В. Марк Матвеевич Антокольский / В. Шалимова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1970. – 39, [3] с. : ил. – Библиогр.: 4 назв. – Текст : непосредственный.

Книга о русском скульпторе М. М. Антокольском (1843–1902), создавшем в 1870-х годах статуи Ивана Грозного и Петра Великого. «Мне казалось, – писал Антокольский в своих воспоминаниях, – что эти столь чуждые один другому образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное». В противоположность Ивану Грозному – «мучителю и мученику», Пётр I, в понимании Антокольского и передовых людей того времени, – целостная, ясная и могучая личность. Он казался скульптору воплощением положительных качеств исторического деятеля. «Необыкновенный во всех отношениях, – писал Антокольский, – это был не один человек, а «отливок» из нескольких вместе; у него всё было необыкновенно: рост – необыкновенный, сила – необыкновенная, ум – необыкновенный. Как администратор, как полководец – он тоже был из ряду вон. И страсти, и жестокость его были необыкновенны. То был отец своего времени: семейством его была вся Россия…».

Статуя демонстрировалась на Политехнической выставке, организованной к 200-летию со дня рождения Петра I и на Всемирной выставке 1878 года в Париже.




 



Шарандак, Н. П. Русская портретная живопись петровского времени / Н. П. Шарандак. – Ленинград : Художник РСФСР, 1987. – 102, [2] с. : ил. – Текст : непосредственный.

Книга посвящена творчеству портретистов петровского времени (конца XVII – начала XVIII века) – времени становления русской светской культуры. Затрагивается одна из сложнейших проблем в истории русского искусства – вопрос авторства многих портретов петровской эпохи.


 

Балакина, Т. И. Преобразования Петра I в области культуры (первая четверть XVIII века) / Т. И. Балакина. – Текст : непосредственный // История русской культуры : экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, студентов гуманитарных вузов / Т. И. Балакина. – Москва, 1996. – Глава 6. – С. 84–94. – (Новое в образовании). – ISBN 5-88895-016-5.

Речь идет об изменениях в области образования и науки, книжного дела и печати, общественно-политической мысли и публицистики, литературы и искусства в первой четверти XVIII века. В литературе в этот период получил широкое распространение жанр «гистории» (повести).




 



Бартенев, И. А. Барокко / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. – Текст : непосредственный // Русский интерьер XVIII–XIX веков / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. – Ленинград : Стройиздат, 1977. – С. 5–34 : ил.

Авторы исследуют сохранившиеся памятники петровской эпохи и их внутреннюю отделку, новшества, введенные во дворцах и домах знати. Например, появление парадных помещений для проведения вечерних собраний (ассамблей), кабинета хозяина. Изменилась и внутренняя отделка помещений: стали применять обивочные ткани, росписи, облицовывать стены, украшать интерьеры картинами.




 



Глинка, Н. И. Юность Петербурга / Н. Глинка. – Текст : непосредственный // «Строгий, стройный вид...» / Н. Глинка. – Москва, 1992 . – С. 28–57 с. : ил. – ISBN 5-08-000813-X.

Рассказ об основании и строительстве нового города в условиях, когда ломались вековые устои в самых разных областях: политике, экономике, просвещении, быту. Как жила и развивалась новая столица, задуманная Петром Великим как Амстердам на берегах Невы.


 

Кючарианц, Д. А. Ансамбль Большого дворца / Д. А. Кючарианц. – Текст : непосредственный // Художественные памятники города Ломоносова / Д. А. Кючарианц. – Ленинград, 1985. – С. 7–45, [7] л. цв. ил.

Книга, написанная в жанре очерка–путеводителя, рассказывает о создании уникального дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума (Ломоносова), расположенного на южном побережье Финского залива. Эти земли еще во время Северной войны Пётр I пожаловал своим приближённым. Ставилась задача возвести здесь «забавные увеселительные дворцы каменною изрядною архитектурою».

Художественные парки Ораниенбаума – дворцы и парки – единственные в ленинградских пригородах, не находившиеся на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны. Памятники сохранись до наших дней с исключительной полнотой – в этом их особая ценность.

Настоящая глава рассказывает об ансамбле Большого дворца, формировавшегося в 1710–1727 годах.




 



Лисаевич, И. И. Скульптура XVIII – начала XIX века / И. И. Лисаевич, И. Ю. Бетхер-Остренко. – Текст : непосредственный // Скульптура Ленинграда / И. И. Лисаевич, И. Ю. Бетхер-Остренко. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ленинград, 1965. – С. 7–33 : ил.

В 1724 году скульптором Б. К. Растрелли была завершена модель памятника императору Петру I, много позже (в 1740-е годы) она была отлита в бронзе, и лишь во времена царствования Павла I установлена перед Инженерным замком. «По обычаю римских императоров» скульптором создана первая конная статуя в России. Суровым самодержцем и властным военачальником предстаёт перед нами Пётр в этом памятнике. Барельефы постамента отражают два ключевых сражения Северной войны – Полтавскую битву и Гангутское сражение.

Очерк также знакомит с барельефами Летнего дворца Петра I и скульптурами Летнего сада, памятником Петру Великому на Сенатской площади («Медный всадник») в Санкт-Петербурге.

В 1872 году на Сенатской площади установлен «Медный всадник» (скульптор Э.-М. Фальконе). В стремительном порыве взметнулся на вершину скалы конь; поднявшись на дыбы, он словно на мгновенье замер, сдержанный властным седоком. Правая рука всадника простёрта вперёд. Это подчёркивает волю и убеждённость Петра – государственного деятеля – в правоте и конечном успехе его начинаний. Лёгкая накидка отброшена за спину. Голова всадника гордо поднята, и взор устремлён вдаль. В 1833 году А. С. Пушкин воспел творение Фальконе в поэме «Медный всадник». С тех пор мы так и продолжаем называть этот величественный монумент.




 



Рапацкая, Л. А. «…Россия молодая мужала гением Петра» / Л. А. Рапацкая. – Текст : непосредственный // Русское искусство XVIII века : («Рассвет на Неве») : книга для учащихся / Л. А. Рапацкая. – Москва, 1995. – Глава 1. – С. 8–30 : ил. – (История мировой культуры). – ISBN 5-09-004271-3.

Рассказ о развитии русского искусства начала XVIII века. Какие стимулы дала эпоха Петра I для развития культуры России (архитектуры, живописи, музыкального искусства).

Петровская эпоха – начало развития светской музыки. Самым любимым «массовым» музыкальным жанром того времени был кант (трёхголосная песня без сопровождения). Появление маскарадов, ассамблей, дипломатических приёмов способствовало вхождению в культурный обиход инструментальной западноевропейской музыки. В русской армии появляются духовые оркестры.




 



Реставрация памятников архитектуры первой трети XVIII века / А. А. Кедринский, М. Г. Колотов, Б. Н. Ометов, А. Г. Раскин. – Текст : непосредственный // Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / А. А. Кедринский, М. Г. Колотов, Б. Н. Ометов, А. Г. Раскин. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ленинград, 1987. – Глава вторая. – С. 49–154 : ил.

Книга рассказывает об истории создания архитектурных шедевров Санкт-Петербурга и их реставрации, о труде архитекторов, инженеров, химиков, воссоздававших забытую технологию отделочных и строительных работ.

В настоящей главе рассказывается о создании и реставрации архитектурных памятников петровской эпохи – Домика Петра I, Петропавловской крепости и Петропавловского собора, Летнего дворца Петра I и Летнего сада, Меншиковского дворца и Кикиных палат (большой каменный дом, принадлежавший адмиралтейств-советнику, богатому и влиятельному вельможе А. В. Кикину).

Электронные ресурсы

  • Государственный музей заповедник «Петергоф» : [сайт]. – Санкт-Петербург, 2009–2022. – URL: https://peterhofmuseum.ru/about  (дата обращения: 14.04.2022). – Текст : электронный.

  • Дворец Меншикова. – Текст : электронный // Государственный Эрмитаж : [сайт]. – Санкт-Петербург, 1998–2022. – URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/visitus/menshikov-palace?lng=ru (дата обращения: 14.04.2022).

  • Домик Петра I. – Текст : электронный // Русский музей : [сайт]. – Санкт-Петербург, 2016–2022. – URL: https://rusmuseum.ru/cabin-of-peter-1/ (дата обращения: 14.04.2022).

  • Летний дворец Петра I. – Текст : электронный // Русский музей : [сайт]. – Санкт-Петербург, 2016–2022. – URL:https://rusmuseum.ru/summer-palace-of-peter-1/ (дата обращения: 14.04.2022).

  • Летний сад. – Текст : электронный // Русский музей : [сайт]. – Санкт-Петербург, 2016–2022. – URL: https://rusmuseum.ru/summer-garden/ (дата обращения: 14.04.2022).

©БУК г. Омска «ОМБ», 2022
 Бюджетное учреждение культуры города Омска
«Омские муниципальные библиотеки»
Центральная городская библиотека
Отдел информационной деятельности


Отзывы и пожелания
принимаются по адресу:
oid.omb@mail.ru