Крутые горы ; Музыка : повести / Аьберт Лиханов ; худож. С. Остров. – Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2015. – 116, [3] с. : цв. ил., портр.

Начало войны… Повесть «Крутые горы» – это размышления маленького человека о том, что происходит вокруг, тревоги – за отца и за маму, за страдающую Родину. Что такое война? Что нужно делать? Как поступать правильно? Как помочь взрослым пережить эту беду? Колька и его друг Вовка Крошкин решают шить кисеты для солдат, а одноклассники помогают наполнить их табаком – вот их реальный вклад в Победу. Колька помнит напутствие отца, во второй раз уходившего на фронт после ранения: «Главное – почувствовать себя сильным!». Теперь сын осознанно провожает его на войну: «И много было впереди всего. У меня – крутых гор. У отца – трудных дней». В повести поднимаются проблемы становления характера и нравственного воспитания подростка.

1968 год был отмечен выходом нескольких книг Альберта Лиханова, а журнал «Пионер» повестью «Музыка» открыл страницу публикаций повестей о военном детстве, объединённых позднее в роман «Русские мальчики». Действие в повести происходит весной 1946 года. Мама и бабушка решили отдать четвероклассника Колю в музыкальную школу. После провального экзамена, Коля всё равно попадает на обучение к дальней родственнице семьи. Когда-то Зинаида Ивановна изучала музыку, а сейчас даёт выступления в кинотеатре, перед показами фильмов. В одном классе с Колей учится Нина, она не только лучшая ученица, но в отличие от Коли ещё зачислена в музыкальную школу. А тут ещё рыжий Юрка, вечно подстерегающий Колю на пути в музыкалку и норовящий дать пинок или оплеуху. И как-то всё в жизни не складывается: Нина на него и не смотрит и даже посмеивается, Юрка не даёт проходу, да ещё и музыка… эта ненавистная музыка! Коле «медведь на ухо наступил», и как этого не понимает бабушка! Постепенно Коля приходит к решению – занятия музыкой это не для него. Ведь каждый должен заниматься своим делом, тем ремеслом, к которому лежит душа. В 1976 году за книги для детей «Музыка», «Семейные обстоятельства», «Мой генерал» Аьберт Лиханов получил Премию Ленинского комсомола.



Детская библиотека : повесть / Аьберт Лиханов; худож. С. Остров. – Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2014. – 116, [3] с. : ил., портр.

Светлая, добрая повесть «Детская библиотека» – о детстве, любви к книгам, взрослении, дружбе. Коля – главный герой повествования, очень просто и искренне рассказывает о первом посещении библиотеки, о знакомстве с книгами и о библиотекаре Татьяне Львовне. Всегда важно, кто окажется рядом с тобой в трудное время. Это рассказ о том, как для ребят библиотека становится не только островом необыкновенных сокровищ – книг, но тем волшебным миром, где забывается страх и голод. Здесь они не только общаются, помогают библиотекарю, но и учатся взаимовыручке, ответственности за свои слова и поступки. Красной нитью через всю повесть проходит мысль о радости обретения книг и радости чтения, а еще о любви к творчеству Пушкина, привитой Татьяной Львовной. Детская библиотека, первые прочитанные книги остаются в детской памяти на всю жизнь. А еще это произведение о том, что важно всегда оставаться Человеком даже если человек невелик, а на дворе – война.

На глазах у Коли разворачивается судьба библиотекаря – бывшей балерины, эвакуированной из Ленинграда. Умирает от туберкулёза её внук, с которым Коля был знаком. Для него – это первая реальная жертва войны.



Те, кто до нас : повесть / Аьберт Лиханов ; худож. С. Остров. – Москва : Международная ассоциация детских фондов, 2014. – 100, [3] с. : цв. ил., портр.

В повести Колю поражает история доктора – ухогорлоноса, когда-то его лечившего, а еще прежде собиравшего необыкновенно красивых бабочек в Африке…

Детство всегда устремлено вперёд, и поэтому не всегда внимательно к взрослому миру, который рядом с ним и позади него. Не правда ли, мы часто спохватываемся, что забыли узнать у старших про то и про это, и кусаем локти, браня себя и за торопливость начала своей жизни, и за её нетерпеливость: ах, почему не спросил (не спросила)? Но жизнь повернулась и старшие ушли. И некого спросить, как всё было. Вот почему и названа эта повесть из романа в повестях «Русские мальчики» именно так: «Те, кто до нас». «Когда жизнь уходит, остается золотая паутина памяти. Она соединяет тех, кто до нас, с нами, и нас с теми, кто после нас. Она очень тонкая и очень хрупкая, эта паутинка, и все-таки, она есть. Не забудьте, ведь это нам сказано: «Да любите друг друга», – говорит автор повести Альберт Анатольевич Лиханов.



Лежачих не бьют : повесть / Аьберт Лиханов ; худож. М. Пинкисевич. – Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2015. – 92, [3] с. : цв. ил., портр.

Целое событие произошло в небольшом северном городке! Разбитую поселковую дорогу, вечно утопающую в жидкой грязи, начали мостить, и это во время войны, да не кто-нибудь мостит, а пленные немцы! И не знают жители, как им реагировать на это событие, ведь враги, ведь стреляли в их отцов и сыновей, а сейчас смиренно и безропотно выполняют свою тяжёлую работу. И если старики, женщины да немногочисленные мужчины ещё могут держать себя в руках, лишь словом выдав своё презрение, то мальчишки, горячий народ, мстят изысканно... То камень прилетит в немца, а то и совсем изощренный метод выражения своего отношения выберут. В самое пекло подмешать в воду для пленных грязи, и терпеливо ждать, когда же у них скрутит животы. А дождавшись, не испытать вожделенного чувства справедливости, ибо они хоть и немцы, хоть и враги, а все же люди. А у нас, у русских, есть поговорка и неписанное правило – «лежачих не бьют».

Вся книга пронизана этими терзаниями простой семьи, ждущей с войны мужа и отца: а предательство ли – оказать помощь безоружным, тем, кто в не поле боя оказываются обычными людьми, обычными мужчинами, отцами, переживающими о своих детях, находящихся в местах боевых действий, обычными людьми, которым необходимо справить нужду. Все же человечность, великодушие и всепрощение – это те качества, которые никогда не умрут в русском человеке! Лежачих не бьем.



Джордж из Динки джаза : повесть / Аьберт Лиханов ; худож. М. Пинкисевич. – Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2015. – 76, [3] с. : цв. ил., портр.

В жизни четвероклассника Кольки есть маленький деревянный кинотеатр «Прогресс», где всю последнюю военную осень крутят одни и те же фильмы, куда, купив билет за рубль, он спешит, чтобы вновь посмотреть «Чапаева». Но не все так легко и просто становится, когда в «Прогрессе» появляются трофейные кинопленки с иностранными фильмами, уставший и измотанный от войны и безысходности народ, толпами идет на фильмы. И тогда судьба и желание увидеть чужую прекрасную жизнь с экрана, сталкивает Кольку со странной компанией... Востроглазая Симка и неугомонный ее братец Севка, дети войны, они вне закона старого кинотеатра.

А случается вся эта история накануне Великой Победы и сразу после неё и духом ожидания конца войны пропитан даже воздух той поры.



Кикимора : повесть / Аьберт Лиханов ; худож. С. Остров. – Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2015. – 92, [3] с. : цв. ил., портр.

Повесть «Кикимора» подводит читателя к мысли о том, что главное в жизни – это добро и сострадание. В провинциальном городке после войны жизнь мальчика переплетается с историей живущего рядом конюха по имени Мирон и его лошади Машки, которую хозяин избивает с неоправданной жестокостью. «…вятских печников принимать надо наособицу – не торговаться, ведь печка на всю жизнь ставится, один раз, а поперед работы усадить за стол да крепко накормить, чтобы доволен был», а иначе…посадит в печь кикимору «живёт в печке, скрипит по ночам, детей малых да баб пугает». Такой вот Кикиморой для Коли и стал конюх Мирон. Повесть о том, как под воздействием жизненных обстоятельств человек превращается в злобную Кикимору, о том, как относится к таким людям, и, конечно, о детстве, столкнувшемся с такой Кикиморой, но сумевшем ее пожалеть и, самое главное, не озлобиться самому. «У каждого времени своя жестокость. А доброта – одна на все времена».



Последние холода : повесть / Аьберт Лиханов ; худож. С. Остров. – Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2015. – 140, [3] с. : цв. ил., портр.

В одном из своих интервью Альберт Лиханов рассказывал: «У меня есть повесть «Последние холода» – это про голод в тылу. Про нашу столовую дополнительного питания, устроенную в Кирове для детей, страдающих малокровием, для дистрофиков. И я туда ходил. А рядом на улице паслись местные ребята, у них не было талонов, которые нам выдавали по школам. Эти мальчики и девочки, несмотря на бдительность гардеробщицы, проникали в столовую. Вот ты ешь, а они ходят перед тобой, смотрят голодными глазами и просят: «Мальчик, оставь!..» и оставляешь, конечно. Иногда эти ребята были настолько голодны, что отнимали у кого-то еду. Эти слова «мальчик, оставь» врубились в меня навеки».

В повести «Последние холода» описана подобная история. Уже заканчивается война, но многие ребятишки голодают, страдают, несут потери, совершенно невосполнимые, как на войне. В городе организуют столовые дополнительного питания для детей. Коля, как обычно, обедает в столовой номер восемь. В здание заходят попрошайки, их называют «шакалами»: жёлтолицый мальчик, чуть постарше его самого, и маленькая девочка, видимо сестра. Незваные гости крадут кусочек хлеба у одного из ребят – это возмущает главного героя. Но позже жёлтолицый без страха дерётся с громилой, который обижает других. Коля испытывает непонятные чувства к попрошайке, но из-за любопытства решает познакомиться с мальчиком. Оказалось, что Вадик, так зовут нового знакомого, потерял карточки на питание, а мама у него в больнице. Поэтому он с сестрёнкой, которую он называет Марьей и никак больше, вынуждены просить еду у сердобольных людей. А чтобы не расстраивать мать, они пишут ей в письмах что у них всё хорошо. Из отзывов читателей повести: «Ты читаешь книгу запоем и вдруг замечаешь непонятую пелену перед глазами и влажные щеки», или «Вся книга исчиркана карандашом, ибо на каждой странице – фразы, мысли, абзацы, которые можно перечитывать бесконечно».

В 1993 году по мотивам повести снят фильм «Последние холода» (режиссёры Б. Калымбетов, Б. Искаков, авторы сценария Б. Калымбетов, С. Нарымбетов, Б. Искаков. Казахстан).



Магазин ненаглядных пособий : повесть / Аьберт Лиханов ; худож. С. Остров. – Москва : Международная ассоциация детских фондов, 2014. – 100, [3] с. : цв. ил., портр.

В небольшой повести «Магазин ненаглядных пособий» рассказывается о тяжелом полуголодном детстве, о непростой школьной жизни, о радости общения с миром прекрасного, которую дают занятия в фотокружке. И о необыкновенном магазине, в котором продаются разные интересные вещи для школы, например «страшный товар» – скелет. Именно он помог вернуть авторитет Витьке Борецкому, новому Колиному другу. Как это произошло? Читайте в повести. Но самое главное – эта повесть о первом понимании дружбы и чести, о настоящем мужестве главного героя. О простом и незаметном мужестве Коли, сумевшем противостоять одноклассникам, которые особенно жестоко относятся к «смешным» и «не таким».



Цирковые циркачи : повесть / Аьберт Лиханов ; худож. М. Пинкисевич. – Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2014. – 108, [3] с. : цв. ил., портр.

«Повесть, которая называется «Цирковые циркачи» — про детей в конце войны. Но не в конце испытаний. Они живут вполне обыкновенной жизнью, но сталкиваются с необыкновенным поведением взрослых, отделенных от других людей тем, что они артисты цирка. Но артисты, каждый день жертвующие собой, чтобы дети смеялись, удивлялись и радовались Жизни. Оказывается, за всё надо платить. Даже, в конце концов, за радость. Мне хотелось сказать этой повестью, что даже войны когда-нибудь кончаются. Но никогда не кончается человеческая жертвенность, готовность отдать другим людям частицу своего существования. Это всегда горько. Но и всегда дарует надежду. Вот без чего не может жить человек, так без надежды», – писал Альберт Лиханов.



Деревянные кони : повесть / Аьберт Лиханов ; худож. С. Остров. – Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2014. – 132, [3] с. : цв. ил., портр.

Война кончалась, а отец не возвращался… Но главное, что он был жив. А вот у Васьки, нового знакомого Коли, который учился в городе на счетовода, отец уже не вернётся никогда. На открытии памятника в Васиной деревне первый раз он видел горе не одного человека, а целой деревни.

«Васька повернул деревяшку другим боком, и я увидел голову коня… Это отец коня вырезал, хотел на коньке укрепить, да не поспел, на войну взяли». Васька упорно тренируется в резьбе по дереву, чтобы доделать задуманное отцом.



Крёсна : повесть / Аьберт Лиханов ; худож. М. Пинкисевич. – Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2015. – 108, [3] с. : цв. ил., портр.

Главным делом Коли и его сверстников была учёба. Настоящим ангелом- хранителем и мудрым наставником для ребят стала учительница начальных классов Анна Николаевна. Она – главная героиня многих повестей Альберта Лиханова. Это его первая учительница, Аполлинария Николаевна Тепляшина. И эту лирическую повесть писатель посвятил ей.

Автор рассказывает о жизни мальчишек и девчонок, которые пошли в школу в трудное военное время. Их пожилая учительница, крёстная очень многих своих бывших учеников, как может, оберегает, наставляет, хранит, скрашивает их существование, отдаёт им тепло своего сердца. Этот урок доброты они запоминают на всю оставшуюся жизнь. Учительница как бы становится крёстной всему классу.



Фулюган с большой дороги : повесть / Аьберт Лиханов ; худож. М. Пинкисевич. – Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2016. – 60, [3] с. : цв. ил., портр.

«Фулюган с большой дороги» – одно из последних произведений прозаика. «Фулюганом» прозвали подростка по имени Лёнька, который каждое утро на главной улице небольшого тылового городка оббирал более слабых младшеклассников. Что там у них в портфелях-то было? Самое главное, конечно – еда. Она-то и была основной добычей. Но иногда удавалась поживиться и чем-нибудь посущественней. Так вот у Кольки, от лица которого ведётся рассказ, этот малолетний бандит отнял кляссер с марками. Но за всё в жизни надо платить. Вот и Лёньку судьба страшно наказала. Да так, что даже обиженный Коля не смог не посочувствовать... Повесть горькая, но, как и все произведения Лиханова, очень добрая. Она о страшных последствиях детских шалостей. О чувствах и отношениях родителей и детей. И самое главное, о сострадании.



Мамочкин сынок : повесть / Аьберт Лиханов ; худож. П. Любаев. – Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2019. – 116, [3] с. : цв. ил., портр

Автор повести рассказывает о своем довоенном и военном детстве в тыловом городке так, будто эти события произошли только вчера. Повествование ведется от имени ребенка, еще не способного понять и оценить происходящее, но чувствующего тревогу и беду, которые носятся в воздухе.

Маленький мальчик ходит в детский сад, слушает радио, выучивает новые, страшные слова, ждет писем от отца. Но главное в его мире – мама, которую он называет мамочкой. Собственно, она и есть весь его мир. Мальчика необыкновенно берегут – его никуда не отпускают одного, мама продает свои платья и сдает кровь, чтобы спасти его от малокровия. И другие взрослые делают все, что могут, чтобы вырастить, выучить, накормить и обогреть детей – самое ценное, что у них есть. Поэтому ужасы войны, неизбежные даже в тылу – голод, нищету, страшные сводки с фронта, поток раненых и эвакуированных – ребенок видит как бы сквозь затемненное стекло, вроде того, через которое в летнем лагере он наблюдает за солнечным затмением.

Как и все книги про войну, небольшая повесть Лиханова из романа «Русские мальчики» написана для будущих поколений – чтобы помнили. Но помнить стоит не только подвиги на фронте и на производстве, но и тот тихий бесконечный подвиг, который совершили мамы, бабушки, тети, воспитатели и учителя, сохранив детство ребятишкам военной поры.

©БУК г. Омска «ОМБ», 2020
 Бюджетное учреждение культуры города Омска
«Омские муниципальные библиотеки»
Центральная городская библиотека
Отдел информационной деятельности


Отзывы и пожелания
принимаются по адресу:
oid.omb@mail.ru