УРОКИ ДОБРОТЫ

 

Библиограф детской библиотеки имени Олега Кошевого Таисия Олеговна Золотухина подготовила уроки доброты по книге Анны Анисимовой «Музыка моего дятла». 28 марта воспитанники старших и подготовительных групп детского сада № 238 погружались в атмосферу «особого» детства вместе с героиней сборника.

 

 

Ведущая читала замечательные, добрые истории из книги. А ребята внимательно слушали.

 

 

«Как я люблю прятки! Я знаю все места для пряток в нашем доме, ну и что? Ведь играть я могу только дома. А я так люблю прятки! И теперь мамина очередь меня искать.

Мама завязывает шарфом глаза (хочет, чтобы всё было по-честному) и медленно начинает считать. Я прохожу столик. Диван, дверь. Шершавые обои в коридоре. Сворачиваю в мамину комнату. Подхожу к большому шкафу и стараюсь открыть дверцу тихо-тихо. Залезаю внутрь и замираю среди маминых юбок и платьев. Их тут много – настоящие заросли. И они так вкусно пахнут мамой, что я дышу, дышу в этом мамином лесу, дышу…

И даже не СЛЫШУ, как мама меня находит. Мама распахивает дверцу шкафа и молчит. Что с ней? Я протягиваю руку к её лицу: губы у мамы улыбаются, но брови немного хмурятся. Может, она огорчается, что я что-нибудь помяла? Я быстро поправляю все юбки и платья и обнимаю маму изо всех сил. Она гладит меня по голове. Она не огорчается!».

Библиотекарь предложила ребятам подумать: «Можно ли быть счастливым человеком, если жизнь не дала тебе одного из чувств – например, зрения?»

 

 

Истории Ани Анисимовой («Невидимый слон», «Торопыга», «Музыка моего дятла», «Кит ищет друга») дают ответ на этот вопрос, каждая по-своему. «Музыка моего дятла» - книга легкая, светлая и солнечная… как весна, которая одержит победу над холодной зимой и вот-вот наступит. Самое время читать. Малышка, которая рассказывает свои «жизненные» истории, какая она? Ей около 6 лет (может, 6 с половиной). Она любит играть в прятки. Ходить в театр и музей, играть с друзьями. Почему эта книга тогда об «особом» детстве? Чем отличается эта жизнерадостная малышка от нас с вами? (Её глазки не видят – она незрячая). Ведущая предложила «прикоснуться» к жизни особенной девочки, которой удивительно легко и уютно быть такой, какая она есть. «Она живёт в любви и заботе своих родителей и дедушки. Принимает окружающий мир с улыбкой и счастьем. Хотя мир не всегда отвечает ей взаимностью. Люди иногда бывают жестокими, нетерпеливыми – но мы-то с вами не будем такими?! Будем учиться быть добрыми?»

Встреча была разделена на условные части.

Например, в части, посвященной истории «НЕВИДИМЫЙ СЛОН», дети слушали отрывок из повести и рисовали слона, которого рождало их воображение. Прислоняли руку к носу и вместе с папой девочки изображали хобот слона.

«Папа прислоняет к моему носу свою руку и изображает для меня хобот слона. Я трогаю папину руку-хобот, чтобы представить…

И как только слон с таким носом ходит? Неудобно же.

- А бивни такие ценные, - продолжает папа, - что из-за них на слонов охотятся…

Я вожу пальцами по бивням и внимательно слушаю. Вот это зубы! Будь у меня такие зубы, я бы даже в мамином шкафу не поместилась! Неужели он такой большой, этот слон?!»

 

 

 

Маленькая героиня – незрячая, и все герои её историй для неё невидимые, как и слон, но живо представляемые. Герои историй описаны с такой добротой и любовью, таким воображением – просто удивительный талант  рассказчика у писательницы Анны Анисимовой.

«Перед сном мама поёт для меня. Я боюсь оставаться одна на ночь. А с песнями – нет. Песни я люблю. И слона я успела немножко полюбить. Может он тоже боится засыпать один?

Я затягиваю вместе с мамой. Если слон такой большой и у него большие бивни и нос, значит и уши у него большие. Значит, он хоть издалека, но услышит мои песни.

Не бойся, слон!»

Во второй части встречи, посвященной истории «ТОРОПЫГА», ребята слушали фрагменты из произведения Анны Анисимовой и пытались угадать, кто такая Торопыга?

Ответ: «Я показываю, как шла с Торопыгой по парку – как будто совершенно одна! Торопыга упирается в дверной косяк, и я объясняю папе и маме:

- Видите? А в парке дорожки широкие, там мне ничего не мешало.

Довольный дедушка рядом пыхтит:

- Ей нужна своя Торопыга.

- Не Торопыга, а специальная трость».

Люди, которых мы иногда встречаем с белой тросточкой на улицах, – это люди незрячие.

Затем дети ответили на вопросы экспресс-теста «Нужна ли помощь незрячему человеку?» Ведущая называла ситуацию, а дети отвечали (иногда хором). Если помощь нужна человеку, то отвечали «ДА». Если помощь не нужна в данной ситуации, то отвечали «НЕТ».

Завершилось «погружение» в мир главной героини историей «Кит ищет друзей».

«КИТ ИЩЕТ ДРУЗЕЙ» – история о том, как Малышка подружилась с Русалкой и что из этого вышло. Ведущая читала, а дети слушали и рисовали китов.

 

 

Ведущая рассказала ребятам о шрифте Брайля, с помощью которого пишут и читают незрячие люди.

Все вместе сделали вывод, что книга Анны Анисимовой «Музыка моего дятла» - это сборник жизнеутверждающих историй от лица незрячей девочки, но с каждой прочитанной историей убеждаешься, что эта малышка может видеть больше, чем многие люди, обладающие зрением. Она видит сердцем! И главная мысль, которая присутствует в каждой главе (хоть она и не высказана): «Главное - в любой жизненной ситуации верить в себя, тогда всё получится!»

Уроки доброты очень понравились ребятам и воспитателям, никто из них не остался равнодушным к историям необычной, доброй и заботливой девочки! А ведущая пригласила всех слушателей в библиотеку за книгой!