СЕМЬ ПРАВИЛ ОТ РАДУЖНОГО ВЕЛИКОЛЕПНОГО

 

В феврале Ольга Александровна Пунько из библиотеки имени Н.Г.Чернышевского  объясняла читателям семь правил жизни от …богомола. Поводом к необычным часам общения стала не менее необычная книга Полины Иванушкиной «Барбара Эр не умела летать».

 

 

Участниками встреч стали  ученики 3 класса гимназии  №140, пятиклассники СОШ №151, ребята с  Омской областной станции юных натуралистов.

 

 

Барбара Эр не умела летать. Почему? Что же человеку нужно для полета?

 

 

Для начала предлагалось  отправиться в далекое прошлое.

Прошлое. Тогда на мыс Собак еще не летали самолеты, по нему не ездили машины и даже, не поверите, не бегали собаки.  Еще совсем до всего на Огненной Земле жили мантисы –  немногочисленное древнее племя, уцелевшее и при Большом взрыве, и Вечной мерзлоте, и во Всемирном потопе.

Мантисы умели летать. Они расправляли свои крылья и парили над землей от НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ, от ТИХОЙ РАДОСТИ, от ВОСТОРГА, от СЧАСТЬЯ. Когда рождался малыш, у него уже были видны зачатки изумрудных крыльев под лопатками, и еще не научившись ходить, крошечный мантис и сам мог взлететь.

Но все же со временем немногочисленное племя стало исчезать, с годами их становилось все меньше и меньше. Они укрылись на краешке мыса в тени магнолий и жили в любви и мире.

Однажды утром линия желтеющего горизонта со стороны большой земли ощерилась тёмными пиками. Это вышли из своих пещер Хозяева Земли, научившиеся добывать огонь, делить шкуру неубитого мамонта.

Это были Варвары. Первые бескрылые люди.

Варвары стали убивать мантисов и вырывать им крылья.

Нескольким оставшимся в живых мантисам нужно было придумать план сохранения вида и выживания своих семей. Они уже почти погибли, и им нужно было спасти … варваров. Научить их пользоваться крыльями, отращивать их самим и летать. Потому что человек, который не летает,  – в общем-то не особо и живет.

Мантисы решили собрать все знания о жизни, всю науку летать, в один свод и передать варварам.

Нежнокожие бесстрашные мантисы вышли к варварам ЧИСТЫЕ, УВЕРЕННЫЕ, СПОКОЙНЫЕ, КРАСИВЫЕ и УЧЕНЫЕ.

Варвары захотели: «Вот бы и нам так»!

В один прекрасный день на мысе начался курс ТАНЛАНЦЮАНЯ, который позже назвали «Кулак богомола».

«Если тебе достался лимон –  делай из него лимонад.

Если тебе достался варвар – учи летать даже его...»

Мантисы учили варваров сначала разжимать кулаки: черные, немытые, с изгрызенными ногтями, боевыми ссадинами.

Затем учили стоять ровно и не бежать, дослушивать историю до конца.

Еще дышать глубоко. Вдох-выдох.

Манисы учили их, и варваров становилось все меньше и меньше: они превращались… Отращивали крылья, которыми нельзя было взмахивать, они были даже не видны, так под лопаткой нащупывалось лишь небольшое уплотнение. Люди, в которых превратились варвары, все же придумали название – полет души. Летать они не научились. Но научились делать самолёты и многое другое.

А мантисы превратились в богомолов… В Радужных Великолепных богомолов, которые навсегда остались в магнолиевой чаще и стали хранить «Радугу» для своих потомков и людей. Ведь нельзя быть уверенным, что люди снова не одичают…

Наше время. Барбара Эр наблюдала за ожившим богомолом, подобранным ею на обочине дороги на просторах мыса Собак.

Привезенный из путешествия раненый богомол должен был войти в её богатую коллекцию насекомых, но, на счастье, Радужный Великолепный вовремя очнулся и зашевелил всеми пятью целыми ножками.

Теперь плененный богомол находился в аквариуме в доме у Барбары и наблюдал через стекло за происходящим.

Вырваться. Это всё, о чем он мечтал теперь. Он собирался бежать.

«Ты пленник, но не нюня! Не трус! Собери волю в кулак! И ты вернёшься домой! Нужно только придумать план и разработать ножку».

Соседний сад манил возможностью полета. И богомол уже знал, кто это так надрывается в саду. Это была птица Бледная Бормотушка, которая давно уже ни во что не верила и жила одним днем.

«Время, богомол, время! Твое время уходит!» – бесконечно бубнила Бормотушка.

«Спокойствие! Решительность! Сила!» – успокаивал себя Радужный Великолепный.

 

 

Девочке богомол напоминал Марсоход. Своим одиночеством и обреченностью. Барбара уже давно колотила бы на его месте в стекло и рыдала в истерике. Но он, находясь в отчаянном положении, не опускает лапки, полон самообладания и спокойствия, чего так не хватает ей.

«Девочка, которая сводит всех с ума, грубит, закатывает истерики, по которой плачет детдом, которую никто не полюбит, потому что она неряха, не умеет держать себя в руках, носится с отчаянным визгом, не чистит зубы, так плохо себя ведет и так далее и тому подобное», –  произносила каждый день няня Пресептрис, или Жирафиха (так ее прозвала Барбара).

Вы спросите, чем же заняты родители, пока девочку воспитывает няня? Родители смотрят в экраны своих мониторов и постоянно находятся в командировках. А Барбара так нуждается в их внимании и любви, но она считает, что её не за что любить, она бракованный ребенок, недостаточно хороша, чтобы ее любили. Дети ведут себя «плохо», потому что иначе не могут выразить своё отчаяние и чувство ненадежного мира.  Барбара одинока, несчастна, но искренна и жива. И мечтает, как и богомол, только об одном –  взлететь. А взлететь можно только от любви, счастья, веры. Но девочка пока не понимает, что же нужно для этого сделать, возможно посмотреть на себя со стороны…

Между богомолом и девочкой происходит буквально космическая связь. Радужный Великолепный безмолвно передаёт Барбаре свою древнюю науку самообладания и учит быть мужественной, ответственной и чуткой. Он верит в неё как в самого себя и считает Барбару самой лучшей ученицей. Ведь «Кулак богомола» нельзя передать в трех случаях: если ученик фальшив, глуп и самонадеян.

«Если тебе достался лимон  – делай из него лимонад».

Барбара перенимает и встраивает в свою жизнь истины через пристальный зрительный контакт. С помощью нового друга девочка меняется, и сама приходит к пониманию, что нужно что-то менять в себе, работать над собой.

Вскоре меняются ее отношения с родителями. Ведь главной бедой Барбары Эр было отсутствие контакта с папой и мамой, слишком погруженными в работу.

Она прошла курс – и блестяще!

«Девочка улетела! Барбара Эр улетела-а-а-а!!!»  –  прокричала в сад Бледная Бормотушка.

 

 

Однажды вернувшись из очередной командировки, родители не узнали свою дочь: не ныла, не канючила, не визжала и не плевалась, а говорила по-человечески, и это настораживало. Спокойная, решительная, смелая. Настаивала на своем:

«Мама, папа, я так скучала по вам! Это  – Радужный Великолепный, он научил меня «Радуге», он научил меня летать, он попал в беду, и я не дам ему пропасть. Помогите богомолу вернуться домой!»

Папа, мама и Барбара назначили полёт на следующее утро. За девочку богомол был спокоен. «Радуга» освобождала от злости, тревоги, ветрености, тоски. И давала крылья, которые появляются только когда в доме царят любовь, взаимопонимание, счастье…

Библиотекарь познакомила участников Часа общения «Семь правил от Радужного Великолепного» с семью пунктами «Кулака богомола» и предложила «поработать» с некоторыми из них.

1. Разожми кулак  –   и пусть ветер заберёт у тебя самое дорогое. Мечты не сбываются, если ты закрыт. Не удерживай  –  отпускай! И тогда всё самое ценное вернётся  –   утроенным.

Библиотекарь. У Барбары Эр был такой момент, когда она чуть было не отпустила богомола на свободу, но поняла, что не может отпустить именно сейчас («раскрыть кулак») самое дорогое и важное для неё, ещё не время. Но когда это время пришло, девочка сама отпустила, понимая, что к ней вернулось то, о чем она так долго мечтала.

Предлагаю вам выполнить упражнение «Кулак. В центре – Я».

Представьте себе, что в центре ладони вы сами «Я», а 4 пальца мы условно представим как самое важное в вашей жизни, например: семья, любовь, здоровье, мечта.

Пятый под вопросом, и каждый добавляет своё, что считает для себя значимым.

Ответы учеников: друзья, спорт, хобби, путешествия, питание, подарки.

 

 

 

Подумайте и решите: если вам предложат разжать свой кулак и отпустить, чтобы оно вернулось утроенным, что бы вы отпустили первое?

Ответы учеников:

«Страшно отпускать вообще что-то из этого всего, а вдруг ничего не вернётся!» (Нет доверия)

«Здоровье. Потому что когда ты супер здоров, ты всё сможешь преодолеть».

После здоровья ребята называли семью, любовь, друзей, и это говорит о том, что с этим у детей все в порядке, но всё же всегда есть, что улучшить, над чем «поработать».

2. Не уклоняйся. Ветреность –  прекрасное свойство для ветра. Но не для воина. Тростник уклоняющийся не должен служить хорошим примером. Тот, кто непостоянен и безалаберен, не пройдёт свой путь. Будь предан своему пути  – и он останется с тобой.

Библиотекарь. Бывает, что вам говорят, что вы непостоянны, а это означает, что изменчивы, неустойчивы, колеблетесь, сомневаетесь?

Или еще хуже, безалаберны  – беспорядочные, неорганизованные, рассеянные, несобранные?

Как исправиться, как научиться быть преданным своему пути?

Предлагаю вам назвать противоположные слова к словам безалаберный, непостоянный.

Ответы учеников: хозяйственный, аккуратный, усидчивый, собранный, серьёзный, прилежный, послушный, стойкий, решительный.

Зная это правило и следуя ему, мы будем стараться исправиться и будем учиться быть преданными своему пути. На это, конечно, уйдет время, этому нужно учиться постепенно.

3. Завершай то, что начал. Бой, трапезу, любовь. Доводи до своего конца –даже если он не совсем тот, на который ты рассчитывал. Не бросай посреди дороги, не хватайся за соседний кусок, выискивая, где получше. Твое всегда будет твоим.

Библиотекарь. Как научиться завершать то, что начал? Доводить дело до конца достойно?

Попробуйте выработать у себя привычку к анализу, что любое дело имеет начало, середину и конец. Это поможет вам стать более организованными. Учитесь составлять планы и совершать маленькие шаги в направлении цели.  Например, уделить час английскому языку и не отвлекаться ни на что больше. Всегда отмечать завершённое действие  – праздновать и хвалить себя, даже если это что-то незначительное.

4. Спеши только туда, где тебя ждут неотложно. Всё остальное требует своего времени и – сосредоточенности. Дай своему делу время – и тебе понравится результат.

5. Дыши глубоко. Вдох, выдох. И тогда ты всё успеешь.

Библиотекарь проделала вместе с учениками это упражнение, которое действительно помогает успокоиться, когда ты волнуешься или находишься в стрессе.

 

 

6. Верь в себя. Верь больше всех. Ты у себя один.

Библиотекарь. Наше неверие в собственные силы и в самого себя, отрицание всех своих способностей, каких-то положительных качеств, всегда накладывает отпечаток, и, как правило, ведет к отсутствию радости.

Для того, чтобы преодолеть любые сомнения и страхи, очень важно работать над собой.

Вопрос: «Что человека делает неуверенным в себе?»

Ответы учеников: ошибки, плохие оценки, отсутствие взаимопонимания, страх перед чем-то, отсутствие любви и веры, если у кого-то получается лучше, чем у тебя, что ты хуже в сравнении с лучшими.

Всего этого сполна хватало героине книги Барбаре Эр. От неуверенности и без поддержки, любви и внимания родных и друзей точно не отрастут крылья, и полет не состоится. Девочка прошла курс самообладания и стойкости, выполнила самостоятельно правила «Радуги», и бескрылая Барбара взлетела.

Выполним упражнение «Комплимент».

Предлагаю вам  придумать доброжелательное, дружелюбное высказывание, которое, как вам кажется, придаст уверенности и поднимет настроение, подбодрит одноклассника.  Комплимент всегда приятен, а порой очень необходим, правильный комплимент укрепляет в человеке уверенность, решительность.

Ученики дарили друг другу комплименты, и в классе появлялись радость, доброта, душевность.

7. Если тебе достался лимон –  делай из него лимонад.

Если тебе достался лимон  – делай из него лимонад. Дейл Карнеги.

По сути, эта пословица рекомендует извлекать выгоду из негативных, трудных жизненных ситуаций. Если судьба вам подкинула кислый, как лимон, результат, у вас проблемы в жизни  – постарайтесь найти, извлечь пользу из происходящего. Иными словами – из любого минуса надо постараться извлечь плюс.

Пословица рекомендует, что в этот момент необходимо проявить решительность, стойкость, самообладание, волю, упорство. Не бойтесь трудностей, добавьте немного юмора и позитива, анализируйте ошибки.

Библиотекарь предложила школьникам вспомнить свой «лимон» и поделиться, как они делали из него лимонад.

 

 

 

Вот некоторые истории:

«Однажды у меня наступил такой период, что я стала плохо учиться, пропало желание ходить в школу. Родители и учителя постоянно мне делали замечания и ругали, были мной недовольны. Я решила, что так больше продолжаться не может, и предложила родителям забрать у меня сотовый телефон и не отдавать, пока не исправлю оценки. Мне самой понравилась работа над собой, и я поняла, что причина не в телефоне».

«Когда я в первый раз пришла на занятия в кружок по танцам и увидела, как другие девочки умеют танцевать намного лучше меня, я очень расстроилась и тут же решила бросить занятия. Но подумав, я решила, что научусь и буду не хуже.  Так через несколько месяцев я уже танцевала и выступала на праздниках. И сейчас я горжусь, что не сдалась, а трудилась и шла к цели, которую перед собой поставила».

Домашнее задание:

придумать для себя свой свод правил «Радуга»;

вспомнить свои лимоны, над которыми стоит поразмышлять;

нарисовать рисунок, отражающий  жизнь в семье.

 

 

Книга Полины Иванушкиной «Барбара Эр не умела летать» на церемонии Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина получила специальный приз Объединённого музея писателей Урала.

Эта трогательная история  – повод задуматься, почему люди разучились летать, ведь для этого нужно совсем немного: чистая любовь и взаимопонимание. Книга о семейных ценностях, о дружбе с самим собой и с миром.

Книга должна стать настольной у взрослеющего подростка и напоминать ему о том, как не уклоняться от ветра, идти своим путем к цели, не бросать начатое дело и верить в себя. А если достался лимон – учиться делать из него лимонад.

Взрослым же читателям стоит задуматься, достаточно ли они проводят времени со своим ребенком, как часто они обнимают и говорят ему: «Ты у меня самый лучший, я так сильно тебя люблю, потому что ты у меня есть»?..

 

 

Ведущий библиотекарь О.А.Пунько