РАСКОЛДОВКА ЧЕРНОЙ БОРОДЫ
В библиотеке имени Н.Г.Чернышевского для ребят микрорайона прошла игровая программа по сказке В.Каверина «Песочные часы» - под названием «Расколдовка Чёрной бороды при помощи уроков вежливости и точности».
В начале игровой программы герои сказки вожатый Черная борода и Фея Вежливости и Точности рассказали ребятам свою историю, т.е. сюжет сказки.
Черная борода назвал причину своей грусти и рассказал о детской ошибке, о которой сейчас очень сожалеет, но ничего исправить не может.
А расколдовать его может только Фея Вежливости и Точности.
Среди ребят нашлись сразу две храбрые Тани, которые обратились к упрямой Фее с просьбой простить и расколдовать вожатого.
Но Фея не собиралась так просто прощать невежливого когда-то мальчишку и выдвинула ряд условий для участников игры: только лишь при выполнении заданий она решит, расколдовать вожатого или нет.
Вожатый Борода обратился к участникам с просьбой рассказать ему о том, в каких случаях и когда они говорят «спасибо», ведь в детстве он был очень невежлив и никогда, вставая из-за стола, не говорил маме «спасибо», не желал спокойной ночи, показывал язык и смеялся. Дети поделились своими историями и обсудили, как важны слова благодарности.
Фея поинтересовалась у ребят, от чего бы они отказались ровно на один год и один месяц?
Вот, например, Таня Заботкина очень любила смотреться в зеркало и никогда с ним не расставалась. Оказалось, девчонки и мальчишки легко бы отказались от мягкой игрушки, с которой засыпают, от телефона (что очень удивило), потому что для связи с мамой у них есть наручные смарт-часы, от сладкого, но не от мороженого, и многого другого.
Проверив знания о вежливых словах, Фея провела игру «Будь внимательным и точным»:
- Я попрошу вас что-то сделать. Если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете.
- Встаньте, пожалуйста.
- Попляшите.
- Похлопайте в ладоши, пожалуйста.
- Обнимитесь с другом.
- Покружитесь на месте, пожалуйста.
- Потопайте ногами.
- Поменяйтесь местами с соседом, пожалуйста.
- Обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста.
- Отойдите к двери.
- Сядьте, пожалуйста.
Практически все просьбы Феи ребята слушали и выполняли без ошибок.
Вожатый Борода предложил ребятам поиграть в игру для актёров «Зеркало».
Задача: один выполняет роль «зеркала», второй участник - смотрящий в зеркало. «Зеркало» повторяет точно движения того, кто в него «смотрится» (нужно показать эмоции, станцевать, поправить прическу, одежду, накрасить губы и т.д).Затем пары могут поменяться ролями.
Не для всех выполнять роль зеркала было легко, ведь повторить точно движения смотрящего в зеркало очень трудно, если смотрящий при этом постоянно их меняет.
В сказке «Песочные часы» Петька был очень трусливым мальчиком. Для участников был предложен Меч храбрости - как символ жизненной силы и смелости, чего так порой нам не хватает. Дети встали в круг, библиотекарь попросила их подумать, чего может бояться человек и как можно ему помочь? Участники перечисляли, передавая меч по кругу: темноты, воды, собак, оставаться дома один, заблудиться в лесу, летать на самолете и т. д.
Участник признавался в своем страхе, держа в руках Меч храбрости, а остальные ребята давали совет, как с ним справиться, например:
Катя: «Я очень боюсь темноты».
Участники: «Купи маленький фонарик, спи с включенным ночником, пей перед сном ромашковый чай, заведи себе кота».
Вопросы для беседы с участниками игры:
Считаете ли вы себя храбрым человеком?
Было ли в вашей жизни какое-либо событие, которое сделало вас храбрее?
Как вы думаете, что нужно для того, чтобы научиться храбрости?
Есть ли в вашей жизни люди, рядом с которыми вы никогда ничего не боитесь?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы беспокоились о чьей-либо жизни?
Нужно ли быть храбрым человеком, чтобы говорить правду?
После беседы Фея продолжила программу:
- Песочные часы - одно из древних изобретений для определения времени. Как вы думаете, что можно успеть сделать за 1 секунду?
Ребята: «Хлопнуть в ладоши, моргнуть, крикнуть, топнуть, подпрыгнуть…»
Фея:
- А сейчас увеличим время на выполнение заданий до 1 минуты:
1) перечислите, пожалуйста, пока сыпется песок в часах, что можно делать в утреннее время;
2) участвуют две команды, задача: на мольберте нарисовать как можно больше кружочков;
3) два человека должны придумать и написать слова из пяти букв;
4) читать сказку «Песочные часы» по книге и сосчитать, кто прочитал больше за 1 минуту (участники Айла и Иван, ученики третьего класса, прочитали более 80 слов);
5) нарисовать на мольберте песочные часы за 1 минуту.
Игровая программа закончилась заданием от Тани: станцевать танец-ситуацию. Например: девушка собирает цветы в лесу, путешественник взбирается на гору, уборщица моет полы со шваброй, дворник подметает метлой, едет водитель за рулем авто, повар готовит на кухне, покупатель в магазине, прыжки через костер. После танцев участники должны угадать, кто кого изображал.
В танце «Танцующая кисточка» ребятам предлагалось выполнить непростую задачу: рисовать в паре, танцуя. Один участник держал лист бумаги, второй пытался нарисовать кисточкой и акварелью.
Рисунки не получились, зато было весело.
Ребята выполнили все задания, и Фея Вежливости и Точности простила вожатого и расколдовала его.
После участия в игровой программе «Расколдовка Чёрной бороды при помощи уроков вежливости и точности» ребята ушли из библиотеки с точной уверенностью в том, что они теперь самые вежливые и аккуратные дети микрорайона.
Ведущий библиотекарь О.А.Пунько