ПУШКИН, БАРМАГЛОТ И МНОГОЕ ДРУГОЕ: УРОК С ПИСАТЕЛЕМ
12 октября прозвенел звонок на урок для учеников 5 класса БОУ г.Омска «Гимназия №140», но не школе, а в библиотеке имени Н.Г.Чернышевского. Литературный урок прошёл необычно и интересно, ведь его провела для ребят писатель и педагог Екатерина Борисова Тимашпольская. Именно она рассказала новую тему, проверила домашнее задание и поставила оценку в дневник.
Встреча с московской писательницей была наполнена сюрпризами не только для ребят, но и для Екатерины Борисовны.
Ведь не на каждый урок забегает опоздавший ученик, а причиной задержки оказывается неожиданная встреча с А.С.Пушкиным.
Опоздавший признался, что не только он видел Пушкина, но и другие ребята, и подтвердил это, передав эссе учеников БОУ 151.
Творческие работы написали школьники 6 и 8 классов (а их оказалось немало, более 80) за неделю до приезда московской писательницы.
Перед учениками была поставлена задача: поразмышлять на тему «Если бы я встретил Пушкина в настоящее время», с чем ребята неплохо справились. Работы были проверены, выявлены лучшие и переданы писательнице.
Почему же затронули Пушкина на встрече с Екатериной Борисовной? Какая связь? В последней ее книге «Тайная жизнь шестиклассника Сани Пастухова» герои пишут эссе «Я встретил Пушкина сегодня», и специалисты библиотеки решили предложить омским школьникам пофантазировать.
Вот несколько интересных моментов:
Толпа. Протиснувшись поближе, я разглядел Пушкина, читающего рэп под музыку.
Он сказал, что мы – счастливые люди. Потому что нам доступна любая информация, наши возможности безграничны. Наш долг – сохранить историю и оставить в ней след так же, как когда-то он.
Пушкин был очень удивлён: «Что происходит? Почему вместо пышных платьев на девушках мешковатая одежда и не уложены волосы в прическу? Почему мужчины не в смокингах, а порванных джинсах?»
Пушкин расплатился за мою булочку. Я была в шоке, но зато осталась сытая!
Я встретил Пушкина. Я взял и укусил себя за руку и понял, что это не сон.
Я уверен, что беседа с ним поменяла моё сознание исключительно в лучшую сторону и в нужное русло.
Был самый обычный летний день. Я отправилась за покупкой клубники. Стою, выбираю. Поднимаю голову и вижу Пушкина! Спрашиваю:
- Александр Сергеевич, вы крыжовник для варенья выбираете? Видела недавно в соцсети, что вы любите варенье из крыжовника. Вы используете соцсети?
- Нет, не вижу в них смысла!
Домой я пошла в шоке, ведь не каждый день встречаешь Пушкина, который выбирает крыжовник.
Я решила предложить А.С.Пушкину свою помощь и рассказать смыслы современных слов. После этого он пообещал мне применить неизвестные слова в своих новых произведениях.
Однажды я забежала в канцелярский магазин, но тут из-за угла направлялся сам Пушкин.
- Девушка, подскажите, пожалуйста, в каком отделе находятся чернила для перьев?
Я в недоумении.
- Обратитесь, пожалуйста, к консультанту…
«Тема урока», как основная часть, была предоставлена Екатерине Борисовне и заполнена диалогом писателя с детьми.
Гостья задавала ребятам вопросы: бывали ли они в Москве, хотели бы там побывать, как обстоят дела в школе, какие отметки получают, любят ли читать, каких авторов знают?
Ученики, понятное дело, стали «жаловаться» на свою судьбу, ведь в школе, где преподаёт Екатерина Борисовна, ученики ходят в свободной форме одежды, можно с макияжем, и неважно, какой цвет волос, разрешаются пирсинг и татуировки, и оценки только в старших классах.
Выяснили, почему двойка – лебедь, тройка – рога барана, четверка – стул, а пятёрка – мечта.
Озадачили писателя ответы на вопрос: почему не любите читать?
Причины самые грустные: не понимаем, что читаем, неинтересно, скучно. Вот тут можно было Екатерине Борисовне на правах учителя немного пожурить учеников, дать совет, направление.
Писатель пригласила ребят рассказать наизусть стихотворение, ученики отчего-то засмущались или забыли за солнечное лето всё, что учили ранее. Но всё же один смельчак вызвался, рассказал, и все уже вместе прочли известный отрывок из «Евгения Онегина».
Далее посыпались вопросы от учеников.
Екатерина Борисовна, а у вас послушные ученики?
Чем вы занимаетесь в свободное время и есть ли у вас питомцы?
Какая сказка самая любимая и какие сказки вы рассказываете своим детям?
Какого современного писателя вы порекомендуете?
В каких странах и городах бывали?
Оказалось, что ученики, как и везде, есть послушные и хулиганы. Екатерина Борисовна рассказала про одного своего ученика-чудака метра два ростом, который пытался сдать экзамен 8 раз.
В свободное время она только пишет (но свободного времени очень мало), питомец – любимец такса (метровая шоколадная сосиска, которая разговаривает ушами!), была во многих странах и городах.
Дети даже просили забрать их с собой в чемодане, так им понравилась насыщенная и, как им показалось, интересная жизнь писательницы.
Автор книг для детей и подростков рассказала о своем творчестве, о книгах и героях, какие с ними происходили приключения, и дала замечательный совет, тем, кто уже немного пишет: ничего не бояться, верить в себя!
- А сейчас проверка домашнего задания! – строго прозвучал голос директора. – К доске пойдёт… Дерево Тум-тум и…
- Ольга Александровна! А можно я один за всех расскажу стихотворение?
- Конечно, выходи!
Инсценировка стихотворения «Бармаглот» Л.Кэрролла прошла в двух вариантах.
Постоянный читатель Лев Ермолаев подготовился к встрече и выручил класс, рассказав его ярко и эмоционально.
Но Екатерина Борисовна, как режиссер, вовлекла практически всю группу в инсценировку, отчего стала забавно и весело всем.
На импровизированной сцене появились шорьки, зелюки и мюмзики.
Они хрюкотали, хихикали и хохотали, пырялись по нове.
И гром гремел, и меч звенел, и голова злопастного Брандашмыга барабардала с плеч!
Что еще нужно ученикам, готовым уже бежать на перемену?
Прозвенел звонок, и ученики принесли на стол свои дневники и получили на память автограф вместо оценки.
А итоговая оценка «пять» всем, кто был на мероприятии и принимал активное участие.