ПУШКИН, БАРМАГЛОТ И МНОГОЕ ДРУГОЕ: УРОК С ПИСАТЕЛЕМ

 

12 октября прозвенел звонок на урок для учеников 5 класса БОУ г.Омска «Гимназия №140», но не школе, а в библиотеке имени  Н.Г.Чернышевского. Литературный урок прошёл необычно и интересно, ведь его провела для ребят писатель и педагог Екатерина Борисова Тимашпольская. Именно она рассказала новую тему, проверила домашнее задание и поставила оценку в дневник.

 

 

 

Встреча с московской писательницей была наполнена сюрпризами не только для ребят, но и для Екатерины Борисовны.

Ведь не на каждый урок забегает опоздавший ученик, а причиной задержки оказывается неожиданная встреча с А.С.Пушкиным.

 

 

 

Опоздавший признался, что не только он видел Пушкина, но и другие ребята, и подтвердил это, передав эссе учеников БОУ 151.

Творческие работы написали школьники 6 и 8 классов (а их оказалось немало, более 80) за неделю до приезда московской писательницы.

 

 

Перед учениками была поставлена задача: поразмышлять на тему «Если бы я встретил Пушкина в настоящее время», с чем ребята неплохо справились. Работы были проверены, выявлены лучшие и переданы писательнице.

Почему же затронули Пушкина на встрече с Екатериной Борисовной? Какая связь? В последней ее книге «Тайная жизнь шестиклассника Сани Пастухова» герои пишут эссе «Я встретил Пушкина сегодня», и специалисты библиотеки решили предложить омским школьникам пофантазировать.

 

 

Вот несколько интересных моментов:

 

Толпа. Протиснувшись поближе, я разглядел Пушкина, читающего рэп под музыку.

Он сказал, что мы – счастливые люди. Потому что нам доступна любая информация, наши возможности безграничны. Наш долг – сохранить историю и оставить в ней след так же, как когда-то он.

Пушкин был очень удивлён: «Что происходит? Почему вместо пышных платьев на девушках мешковатая одежда и не уложены волосы в прическу? Почему мужчины не в смокингах, а порванных джинсах?»

Пушкин расплатился за мою булочку. Я была в шоке, но зато осталась сытая!

Я встретил Пушкина. Я взял и укусил себя за руку и понял, что это не сон.

Я уверен, что беседа с ним поменяла моё сознание исключительно в лучшую сторону и в нужное русло.

 

Был самый обычный летний день. Я отправилась за покупкой клубники. Стою, выбираю. Поднимаю голову и вижу Пушкина! Спрашиваю:

- Александр Сергеевич, вы крыжовник для варенья выбираете? Видела недавно в соцсети, что вы любите варенье из крыжовника. Вы используете соцсети?

- Нет, не вижу в них смысла!

Домой я пошла в шоке, ведь не каждый день встречаешь Пушкина, который выбирает крыжовник.

 

Я решила предложить А.С.Пушкину свою помощь и рассказать смыслы современных слов. После этого он пообещал мне применить неизвестные слова в своих новых произведениях.

 

Однажды я забежала в канцелярский магазин, но тут из-за угла направлялся сам Пушкин.

- Девушка, подскажите, пожалуйста, в каком отделе находятся чернила для перьев?

Я в недоумении.

- Обратитесь, пожалуйста, к консультанту…

 

«Тема урока», как основная часть, была предоставлена Екатерине Борисовне и заполнена диалогом писателя с детьми.

 

 

 

Гостья задавала ребятам вопросы: бывали ли они в Москве, хотели бы там побывать, как обстоят дела в школе, какие отметки получают, любят ли читать, каких авторов знают?

Ученики, понятное дело, стали «жаловаться» на свою судьбу, ведь в школе, где преподаёт Екатерина Борисовна, ученики ходят в свободной форме одежды, можно с макияжем, и неважно, какой цвет волос, разрешаются пирсинг и татуировки, и оценки только в старших классах.

Выяснили, почему двойка – лебедь, тройка – рога барана, четверка – стул, а пятёрка – мечта.

Озадачили писателя ответы на вопрос: почему не любите читать?

Причины самые грустные: не понимаем, что читаем, неинтересно, скучно. Вот тут можно было Екатерине Борисовне на правах учителя немного пожурить учеников, дать совет, направление.

Писатель пригласила ребят рассказать наизусть стихотворение, ученики отчего-то засмущались или забыли за солнечное лето всё, что учили ранее. Но всё же один смельчак вызвался, рассказал, и все уже вместе прочли известный отрывок из «Евгения Онегина».

 

 

Далее посыпались вопросы от учеников.

 

 

Екатерина Борисовна, а у вас послушные ученики?

Чем вы занимаетесь в свободное время и есть ли у вас питомцы?

Какая сказка самая любимая и какие сказки вы рассказываете своим детям?

Какого современного писателя вы порекомендуете?

В каких странах и городах бывали?

Оказалось, что ученики, как и везде, есть послушные и хулиганы. Екатерина Борисовна рассказала про одного своего ученика-чудака метра два ростом, который пытался сдать экзамен 8 раз.

 

 

В свободное время она только пишет (но свободного времени очень мало), питомец – любимец такса (метровая шоколадная сосиска, которая разговаривает ушами!), была во многих странах и городах.

 

 

Дети даже просили забрать их с собой в чемодане, так им понравилась насыщенная и, как им показалось, интересная жизнь писательницы.

Автор книг для детей и подростков рассказала о своем творчестве, о книгах и героях, какие с ними происходили приключения, и дала замечательный совет, тем, кто уже немного пишет: ничего не бояться, верить в себя!

 

- А сейчас проверка домашнего задания! – строго прозвучал голос директора. – К доске пойдёт… Дерево Тум-тум и…

 

 

- Ольга Александровна! А можно я один за всех расскажу стихотворение?

- Конечно, выходи!

 

Инсценировка стихотворения «Бармаглот»  Л.Кэрролла прошла в двух вариантах. 

Постоянный читатель Лев Ермолаев подготовился к встрече и выручил класс, рассказав его ярко и эмоционально.

 

 

 

 

 

Но Екатерина Борисовна, как режиссер, вовлекла практически всю группу в инсценировку, отчего стала забавно и весело всем.

На импровизированной сцене появились шорьки, зелюки и мюмзики.

 

 

Они хрюкотали, хихикали и хохотали, пырялись по нове.

 

 

 

И гром гремел, и меч звенел, и голова злопастного Брандашмыга барабардала с плеч!

 

 

 

 

 

 

 

 

Что еще нужно ученикам, готовым уже бежать на перемену?

Прозвенел звонок, и ученики принесли на стол свои дневники и получили на память автограф вместо оценки.

 

 

 

 

 

 

А итоговая оценка «пять» всем, кто был на мероприятии и принимал активное участие.