ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ ОТ САШИ ЯНОВСКОЙ

 

Ольга Александровна Пунько из библиотеки имени Н.Г.Чернышевского провела для учеников 8 класса средней школы №151 час размышлений по книге Александры Яковлевны Бруштейн «Дорога уходит в даль».

 

 

 

В 2024 году отмечается 140 лет со дня рождения советской писательницы Александры Яковлевны Бруштейн. Она создала более 60 пьес, главным образом для детей и юношества («Май», «Голубое и розовое», «Единая боевая», «День живых»), написала книгу театральных воспоминаний «Страницы прошлого». Но главным произведением её жизни является автобиографическая трилогия «Дорога уходит в даль».

Александра Бруштейн родилась и выросла в городе Вильно (Вильнюс, Литва), в семье врача-подвижника, еврейского общественного и политического деятеля. Именно отец сыграл важнейшую роль в формировании характера дочери и стал главным ориентиром в жизни.

Цикл «Дорога уходит в даль…» состоит из трёх книг:

– «Дорога уходит в даль…» (1956);

–  «В рассветный час» (1958);

– «Весна» (1961).

Автобиографические повести Александры Бруштейн повествует о школьном детстве девочки Саши с девятилетнего возраста до 17 лет в городе Вильно Российской империи. Автор достоверно передала дореволюционное  общественное настроение, события того времени. Уже будучи тяжело больной, слепой и глухой, она написала трилогию, но так живо и ярко, что читатель буквально видит на страницах любопытную девочку, открывающую для себя мир и людей.

Об успехе книги много говорили и советские, и современные критики. Все три автобиографические повести Александры Бруштейн затрагивают вечные вопросы, которые волнуют не одно поколение: социальное неравенство, борьба за справедливость, добро и зло, терпимость и жертвенность.  Читатель проживает вместе с девочкой этапы её взросления, формирования личности, юношеского мировоззрения, и погружается в главные ценности жизни – семья, друзья, любовь.

Современные дети и подростки вряд ли знают о феномене Александры Бруштейн, однако в советское время трилогия писательницы снискала всесоюзную известность и стала самой популярной.

Так в чем же секрет? И стоит ли современным подросткам напоминать об авторе и ее главном произведении?

Конечно, 45 минут урочного времени не хватило для того, чтобы погрузить учеников и поразмышлять с ними обо всей трилогии, охватившей целую жизнь. Но обсудить важные и главные моменты библиотекарю удалось.  Библиотекарь стояла перед классом, держа в руках старую и потрепанную книгу, которую совсем недавно сдали в макулатуру. Вопрос повис в воздухе:

–  Кому-нибудь из вас известно имя автора Александры Бруштейн или название её книги «Дорога уходит в даль»? Конечно, ответ –  нет. А когда-то в библиотеке за этой книгой стояли в очередь и разбирали ее на цитаты.

Вот одна из цитат, которая для многих советских людей стала смыслом и поддержкой по жизни:

«Все  – вперед, все –  в даль! Идешь –  не падай, упал –  встань, расшибся –  не хнычь. Все  – вперед! Все –  в даль!».

В книге есть сюжет о безруком художнике, который дарит картину девочке Саше с этими словами. Из-за несчастного случая он лишился обеих рук. В царской России такой человек был обречен на нищенство или голодную смерть, но он не захотел ни покорно погибать, ни просить подаяния. Он научился рисовать …ногой. И был доволен собой: остался человеком труда и жил своим трудом, хоть  труд  теперь  давался ему троекратно сложнее. Его жизнь стала примером силы воли, и каждый раз, смотря на картину «Дорога уходит в даль», нарисованную углем на листе, девочка повторяла его слова.

Это лишь один из примеров стойкости, выдержки, того, как не сдаваться и оставаться человеком, таких примеров в книге предостаточно, и их можно приводить в пример молодому поколению.

Библиотекарю хотелось рассказать о ярких событиях того времени, о людях, делающих новую историю и открытия, свидетелем которых являлась сама автор. Александра Яковлевна светло и позитивно написала о воздухоплавателе Станиславе Древницком, совершившем прыжок с парашютом, что для того времени было невероятно; о том, какое впечатление на неё произвела актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. А также о том, как волновался народ о болезни и смерти царя, о том, как все следили за делом Дрейфуса и Мултанским делом о вотяках.

Читатель видит всё происходящее глазами юной девочки и чувствует, как нависает в воздухе предчувствие революции, войны. Дома не только обсуждают театр, праздники и семейные события; собираются тайно друзья-революционеры, идут политические разговоры, свидетелем которых становится девочка. Но вся эта обстановка не мешает Саше радоваться новым дням и друзьям.

Сашенька поступает учиться, и жизнь её полностью меняется, она становится более самостоятельной и следует совету, который дал отец: «Никогда не врать, никогда!».

Как всем известно, учиться в то время было трудно, дисциплина была строгой. За дисциплиной учениц наблюдали классные дамы, которые носили официальные синие платья. Поэтому они были прозваны «синявками».

За невыполнение заданий или плохое поведение учениц наказывали, а за проявленное своеволие отправляли к директору.

Восьмиклассникам были предложены слова из книги для размышления:

макать – делать приседание (реверанс) перед директором, преподавателем;

Дрыга, Дрыгалка – классный учитель;

синявки  – классные дамы;

пичужки –  подружки;

Дуся – тот, кого обожают.

Ученики принялись гадать, но никто не дал правильного ответа.

Библиотекарь предложила девочкам потренироваться, «помакать» перед «синявкой»-учителем.  Это было потешно и одновременно сложно для современных девушек, практически невыполнимо.

 

 

 

 

 

На вопрос, есть ли у ребят в школе те, кого они обожают, как героини книги (ходят следом, восхищаются, дарят стихи), ученики скромно заулыбались…

Помогают ли они ребятам, отстающим по предметам так же, как когда-то делала Александра вместе со своими подругами, за что была наказана? Нет, сейчас никто не стремится выручить, перед или после уроков остаться с одноклассником и помочь ему освоить предмет. Все куда-то бегут, куда-то в даль.

Для кого в семье папа является авторитетом, примером и образцом для подражания? Горько знать о том, что всего у двух человек в классе отношения с папой ближе, чем с мамой.

В трилогии выведено очень большое число действующих лиц. Это люди разных профессий, общественного положения и политических убеждений, разных душевных свойств, способностей и характеров. Врачи и учителя, рабочие и журналисты, актеры, юристы, портные, сапожники, певцы. И все они живут своим трудом, живут скудно, иные – на грани настоящего бедствия. Но неизменно на всех страницах трилогии люди труда окружены любовью автора.

Для автора трилогии папа – главный герой её жизни, труженик, который стремился в первую очередь помочь пациенту, не выясняя национальности, политических взглядов и финансового положения больного.

Его приглашали к самым богатым и знатным пациентам Вильно, а он успевал и работать в городской клинике, помогать неимущим. Бруштейн вспоминала: отец уставал так, что у него тряслись руки, и матери приходилось резать ему еду. Сама Александра позже так же, как и отец, самоотверженно помогала революционерам, политзаключенным в подпольной организации, была бойцом фронтовой бригады в годы Гражданской войны, во время Великой Отечественной  просила как можно больше работы, чтобы хоть как-то быть нужной и полезной. Было тяжело и трудно, а она говорила: «Я не плачу – этому люди моего поколения не обучены».

Ученикам было предложено продолжить когда-то на заре советской истории придуманный лозунг «Кто не работает, тот …(не ест)» и поразмышлять, как сегодня труд облагораживает человека.

Все ответы сошлись к тому, что труд сегодня построен на совершенно других ценностях и человеческих качествах. Все хотят быстро заработать и быстро вложиться, профессии выбираются с учетом способностей и с высокой заработной платой. Но всегда будут востребованы врачи, учителя, строители, певцы и актеры.

Талантом Александры Бруштейн восхищались Корней Чуковский, Константин Паустовский, Леонид Утесов, Сергей Образцов и другие великие писатели и творческие люди. Хочется надеяться, что новое поколение подростков однажды захочет открыть книгу, когда-то ставшую бестселлером, и познакомиться с творчеством Александры Яковлевны Бруштейн. 

 

Ведущий библиотекарь О.А.Пунько