ОДНАЖДЫ В ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ

 

В конце августа в библиотеке имени Н.Г.Чернышевского состоялся литературно-игровой час «Однажды в обеденный перерыв». Ольга Александровна Пунько познакомила ребят микрорайона с еще одной книгой Валерия Медведева - «Гусёнок Заплаткин» (или «Гусёнок третьего сорта»). 

 

 

 

Так что же случилось в обеденный перерыв?

«Кузьмич ушёл, а я остался лежать на столе. Обеденный перерыв мне пришёлся по душе. Ещё бы! Никто тебя не трогает, не клеит, не растягивает, не надувает, не выпускает из тебя воздух, ты спокойно лежишь на столе и ничего не делаешь.

Всё было бы хорошо, если бы не жар, который я почувствовал спустя некоторое время.

Мой левый бок жгло всё сильнее и сильнее, а я лежал и терпел.

Я терпел до тех пор, пока не кончился обеденный перерыв. Когда Кузьма Кузьмич, напевая хрипловатым голосом свою любимую песню, вернулся, в комнате уже начало попахивать жжёной резиной.

Перестав петь, Кузьмич потянул носом, охнул, схватил меня за лапы и опустил в воду, бормоча:

- Ах ты, оказия какая!  Ах ты, гусиная поджарка! - вздохнул мастер и поставил меня сушиться.

И чего он так сокрушается, этот Кузьма Кузьмич? Я единственный и неповторимый! Но девушка, видимо контролёр качества, утверждала, что я - «брак» или «третий сорт». А Кузьма Кузьмич сказал, что я очень нужен в процентном отношении и дал имя – Заплаткин.» («Гусёнок Заплаткин»)

 

Игровой час состоял из трёх блоков:

1) инсценировка «Витрина в магазине игрушек» (зал информации и досуга);

2) психологическая игра для взрослых и детей «Я – единственный и неповторимый!» (зал информации и досуга);

3) «Весёлое путешествие с Лапчатым и Заплаткиным» (выход участников на площадку возле библиотеки).

 

1-й блок.  «Витрина в магазине игрушек»

 

«На сцене»  стояли: 2 гусенка  – Лапчатый и Заплаткин, игрушечные Девочка и Мальчик, Воздушные Шары.

 

 

Гусенок Заплаткин.  Я помню себя с той самой минуты, когда меня выкроили из прекраснейшего куска резины на две одинаковые половинки, склеили, и я получил возможность видеть и слышать всё, что творилось вокруг меня.

Судя по количеству пословиц, я понял, что мы, гуси, определённо немаловажные птицы. Тем более, что про нас, гусей, даже песня сложена: «Летят утки и два гуся».

Я единственный и неповторимый!

Сказал гусенок и оглянулся. Рядом стоял точно такой же гусёнок.

Заплаткин (удивленно). Ты - мой двойник!? «Мы единственные!» (Обращаясь к двойнику). Здравствуй, братец!

Заплаткин радостно кинулся обнимать гусенка. Вместо ответа братец подозрительно посмотрел на закрашенный бок гусенка Заплаткина и недовольно отвернулся.

Заплаткин.  Меня зовут Заплаткин, а тебя как зовут?

Второй гусенок.  Меня зовут Лапчатый и это Я – единственный и неповторимый, ясно тебе?! Ты – бракованный, и тебе нельзя бегать, прыгать и веселиться, как мне. От этого ты можешь просто лопнуть, и с тобой точно никто играть не будет!

 

 

Заплаткин. Это мы еще посмотрим, кто с кем будет играться! Пусть я и с браком, зато я знаю столько викторин, игр, конкурсов – никто не устоит!

Девочка. Гусята, прекратите немедленно это ненужный спор! Мы все – единственные и неповторимые! Каждый из нас талантливая и уникальная личность!

Мальчик. Да, согласен! Таланты проявляются в музыке, танцах, спорте.  Вот и ребята, присутствующие в зале, продемонстрируют или расскажут нам, какими талантами они обладают.

(Обращаясь к залу). Друзья, а  еще я предлагаю воспользоваться обеденным перерывом и погулять немного по городу.

Воздушный Шар-1. Чудесная мысль! Больше всего на свете я люблю, так с-с-сказать, свежий воздух! Недаром меня все называют Воздушным Шаром. С-с-скорее в путь! 

 

 

Воздушный Шар-2. На воздух! Ура! Скорее! Здесь просто можно, так с-с-сказать, задохнуться!

Заплаткин. Как же мы? Мы тоже хотим на воздух... Мы ведь тоже, так сказать, воздушные...

Воздушный Шар-1. Вы, так с-с-сказать, надувные, а не воздушные.

Лапчатый. Всё равно. Возьмите нас с собой. Пожалуйста! Мы вас очень просим!

Мальчик.  Может еще скажете на руках вас нести.

Заплаткин. Зачем на руках, мы пойдём сами и позовем своих друзей!

Лапчатый. Постарайся быть осторожным и внимательным на улице, договорились, Заплаткин!?

Все вместе:

- Ура! Отправляемся все на свежий воздух, погуляем, поиграем!

 

 

2-й  блок.  Психологическая игра «Я – единственный и неповторимый!»

 

«Я единственный и неповторимый, - решил я и оглянулся. Рядом со мной стоял точно такой же гусёнок. Мой двойник!»

 

Ведущая. Каждый из нас уникален и неповторим. У каждого есть достоинства и недостатки. Идеальных не существует. Валерий Медведев напрямую говорит читателю об этом. Гусёнок Заплаткин на протяжении всего сюжета пытается доказать брату-двойнику, что он хоть и с браком, но он не хуже. Он старается, буквально «лезет из резины», а Лапчатый ему, ворча, напоминает, что он непрочный, брак, прыжки и азарт запрещены и так далее, подрывая веру в самом начале жизненного пути. Согласитесь, всегда найдутся такие токсики, которые вредят и отравляют жизнь, вселяя в вас сомнения, нерешительность. Бывает, что мы отмахиваемся от таких, становимся сильнее и увереннее. Предлагаю взрослым участникам поиграть в игру «Я – единственный и неповторимый!». Вам необходимо воспользоваться буквами алфавита, выбрав одну и постараться охарактеризовать себя, назвать лучшие качества, которыми вы гордитесь и с ними идете по жизни.

 

 

Участники, а это родители и бабушки детей - участников мероприятия, с удовольствием называли и рассказывали о себе, показывая пример своим детям.  

Например:

М – меня зовут Марина, имя моё означает – морская. Мои главные достоинства: мирная, не люблю конфликты, общительная, жизнерадостная, активная, и эти качества помогли мне обрести друзей.

 

 

Б – бескорыстная, благородная, большая хозяйка по дому.

 

 

Д – добрая, доброжелательная, дисциплинированная, и эти качества помогают мне и с домочадцами, и на работе.

 

 

Н – никогда не боюсь никакой работы, нежная, нужная, необыкновенная, независимая, надежная.

 

 

К – коммуникабельная, и считаю, что это мое самое сильное качество, которое помогает мне с самого детства добиваться в жизни больших успехов.

 

 

О – остроумная, оптимистичная, обязательная и т.д.

 

 

 

 

Маленьким участникам также было предложено назвать свои лучшие качества, но выполнить второе задание. Передавая друг другу гусёнка (утенка), ребята перечисляли качества, которые они больше всего ценят в дружбе, с чем все участники замечательно справились.

Дети перечисляли, какие они умные, весёлые, находчивые, музыкальные, спортивные, уже хорошие помощники по дому, в дружбе они ценят честность, доверие, общие интересы и совместные прогулки.

 

 

 

 

 

 

 

Игра помогла взрослым и детям раскрыться, довериться, поделиться своим внутренним «я», повысить самооценку, исследовать свои ощущения, поверить в себя.

Затем все вместе вспомнили и обсудили смысл поговорок: гусь свинье не товарищ; ему всё сойдёт  – что с гуся вода.

 

«- Колпачки!.. - Не успел я пискнуть, как раздался страшный треск, и Шаров не стало.

- Какая жалость! - прошептала Девочка, закрывая голубые глаза.» («Гусёнок Заплаткин)

 

«Надуть?! С удовольствием!»

Приглашаются участники. Задача: надуть, кто быстрее, воздушный шар (до взрыва).

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Творческий номер от юной читательницы Алисы «Танцуй как кукла» помог участникам познакомиться друг с другом поближе. Совместные танцы в библиотеке стали ярким и эмоциональным моментом перед выходом на улицу.

 

 

 

 

 

3-й блок. «Весёлое путешествие с Лапчатым и Заплаткиным»

«Жизнь казалась прекрасной. Мой брат Лапчатый шёл впереди всех, подскакивая, словно мяч. За ним стал подпрыгивать я, а за мной Мальчик и Девочка. Каждый старался подпрыгнуть выше другого. Нам с братцем, конечно, это удавалось лучше. Вполне понятно, ведь мы же были резиновые.» («Гусёнок Заплаткин»)

И вот друзья отправились на свежий воздух…

Перед тем, как отправиться в путешествие с малознакомыми людьми, необходимо принять участие в игре на сплочение коллектива.

 

Игра «Идём гуськом»

Реквизит: воздушные шары.

У всех в руках воздушный шар, участники выстраиваются друг за другом, между ними воздушные шарики. Задача: все начинают движение, стараясь удержать между собой и партнером сзади и спереди воздушный шар, не уронив и не лопнув.

Участники справились с непростым заданием. Шарики всё время норовили улететь, многие полопались в процессе, но всё же ребятам удалось не порвать импровизированную змейку и закончить игру.

 

 

 

 

 

 

Затем гусята Заплаткин и Лапчатый предложили ребятам разделиться на две команды и поиграть в весёлые эстафеты.

 

«- Что с тобой? - спросила Девочка, когда я с ней поравнялся.

- Я задыхаюсь, то есть выдыхаюсь...

- На тебе просто лица нет, Заплаткин!

Я взглянул на своё отражение в первой попавшейся лужице и чуть не упал.

- Идите сюда! С Заплаткиным плохо!

Меня окружили друзья.

- Я говорил, что тебе не надо прыгать, - проворчал Лапчатый. - Ты же непрочный! Ты брак. Тебе прыжки запрещены, понятно?..»

 

 

 

«Веселые прыжки» 

Реквизит: обручи, скакалки. Участвуют 2 команды –  «Заплаткин» и «Лапчатый».

Условия: каждый участник должен допрыгнуть до обруча, расположенного на разном расстоянии, затем добежать до скакалки, прыгнуть 5 раз, оставить скакалку для следующего и вернуться в команду.

 

 

 

 

 

 

 

«Я ловко перевернулся в воздухе, но, немного не рассчитав, упал на асфальт, прямо на левый бок.

Мне показалось, что внутри у меня что-то лопнуло. Из глаз посыпались разноцветные звёздочки. Встав на ноги, я бросился догонять приятелей. Что такое?..»

 

«Обгони меня, дружок!»

Реквизит: кегли, хоккейные клюшки, мячи.

Условия: прокатить мячик, не сбив кегли.

 

 

 

 

 

«В самую последнюю очередь Кузьмич приклеил мне глаза, сначала правый, потом левый, и я стал видеть».

 

«Я ВИЖУ»

Реквизит – 2 мольберта.

Задание. На мольберте подготовлена зарисовка   –   голова гуся. Участники с завязанными глазами должны дорисовать глаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Когда мы подошли к маленькому пруду в сквере, Лапчатый тут же бултыхнулся в воду.

…Тем временем Лапчатый начал вытворять на воде чудеса. Он прыгал, нырял, делал стойку на голове. Игрушечная Девочка не сводила с него глаз. По-моему, она влюбилась в Лапчатого. Это было невыносимо. Почему бы ей не обратить внимание и на меня? Я разбежался, ласточкой прыгнул в воду и тоже стал кувыркаться.» («Гусёнок Заплаткин»).

 

 

Игра «Лови комплимент!»

Пруд обозначен лентой. Реквизит: мяч пляжный.

Участники все стоят в «пруду», перебрасывают друг другу пляжный мяч со словами-комплиментами. Если участник не поймал или мяч вылетел за пределы пруда, то он выбывает.

 

 

 

 

 

 

 

Подвижная игра «Бери! Хватай!»

Реквизит: мягкие игрушки.

Участники под веселую музыку ходят по кругу, танцуют, бегают. Музыка останавливается, необходимо быстро взять игрушку, которая находится в центре;  кто не успел, выбывает.

 

 

 

 

 

 

«Мы приближались к маленькому скверу и были уже на середине улицы, когда из-за угла выскочила, рыча, грузовая машина. Мой братец, шагавший впереди всех, зазевался и угодил под переднее колесо. Машина переехала Лапчатого и помчалась дальше.» («Гусёнок Заплаткин»)

 

Ведущая. А стоял бы тут светофор – ничего бы не случилось!

 

Игра «Светофор»

Условия: выбирается ведущий; на площадке проводят две параллельные линии, которые символизируют дорогу. Ребята выстраиваются в шеренгу. Ведущий становится к ним спиной за второй линией. Он называет любой цвет. А затем поворачивается к ребятам лицом.

Каждый ищет на своей одежде названный ведущим цвет. Если такой цвет находится, то этот участник демонстрирует его всем и смело переходит через дорогу. Затем становится рядом с ведущим. Остальные ребята, у которых такого цвета на одежде нет, тоже стремятся перебежать через «дорогу». Но ведущий должен не пускать и ловить их. Ему могут помогать и те участники, которые стоят на его стороне. Если удалось это сделать, то ребята, которые не сумели преодолеть препятствие, возвращаются на свою часть за первую линию.

Ведущий снова поворачивается к ним спиной и называет другой цвет. Все повторяется сначала. Игра длится до тех пор, пока все ребята не перейдут на сторону «Светофора».

 

Эстафета «Стоп, машина!»

Условия: участники делятся на 2 команды, у каждой команды машинка на веревочке, необходимо поочередно «проехать» на машине до определенного места и вернуться в команду, не опрокинув машину, кто быстрее. Последний говорит: «Стоп, машина!».

 

 

 

 

 

 

«- Что с тобой? - услышал я издалека чей-то голос.

- Не знаю, я ничего не вижу.

- Да у него же потерялся второй глаз, - раздался над самым ухом голос Девочки.

- Вот растяпа! Где ты потерял свои глаза?

- Один остался на берегу, а другой где-то здесь, в траве...»

 

Задание «Где второй глаз?»

Реквизит: четыре глаза в траве.

Дети отправляются на поиск второго глаза, он в траве.

 

 

 

 

 

«Я стал тереть те места, где когда-то были мои прекрасные глаза.

- Теперь открой глаза, милый Гусик!

Я открыл... и увидел себя на руках совсем не игрушечной, а настоящей девочки. Как я обрадовался!

- Прощай! - крикнул мне Лапчатый. - Будь осторожен! Когда будешь играть с девочкой, помни, что ты Гусёнок Заплаткин... Береги себя и не забывай, что тебе многое запрещено. Прощай, Заплаткин!

- До свидания! - крикнули Воздушные Шары. - Так с-с-сказать, будь здоров!

- Прощайте! - Я помахал лапой и ещё раз крикнул: - Прощайте, друзья!

- Счас-с-стливого пути! - крикнули вдогонку мне Воздушные Шары.

- Счастливо оставаться! - ответил я.

Девочка понесла меня на руках по магазину, а я смотрел по сторонам и думал о том, что ждёт меня впереди...» («Гусёнок Заплаткин»)

 

Да, эта история закончилась благополучно, и каждый из нас обязательно найдет того, кто полюбит нас со всеми нашими недостатками и заплатками))

 

 

Вот и летняя программа в библиотеке подошла к своему завершению. Все обрели новых друзей, узнали новые истории и познакомились с чудесными книгами Валерия Медведева. Впереди ребят ждут школьные приключения и новые истории!

 

 

 

Ведущий библиотекарь О.А.Пунько