НА ПОРОГЕ ЗАСТЕКОЛЬЯ

 

Для учеников 7-8 классов  средней школы №151 Ольга Александровна Пунько из библиотеки имени Н.Г.Чернышевского провела часы размышлений по книге Кристины Стрельниковой «Имена на осколках».

 

 

Школьники  выполняли задания, проходя через сюжет книги, знакомясь с героями и их приключениями в Доме-горе.

 

 

 

Предлагаем вам познакомиться со сценарием О.А.Пунько.

 

 

В нем, как всегда, много игровых и психологических заданий. А фотографии и слайды хорошо раскроют их смысл.

 

«Главная героиня Клара отправляется подлечиться в санаторий, вокруг которого только Черный лес, река и три горы.

 

 

Девочка полностью уверена в том, что лечить её не от чего:

 - А я то, чего тут делаю? Я же здорова или нет…?

Знаки стали появляться  еще до отъезда Клары в санаторий. 

 

 

Вопросы:

- Вы верите в знаки? Прислушиваетесь к внутреннему голосу, отправляясь в какое-либо путешествие?

Ответы подростков:

В знаки не верим, если и есть неприятное предчувствие, стараемся не обращать на это внимание.

 

Упражнение «Чемодан»

- Какие качества возьму с собой, отправляясь в незнакомое место?

Ответы подростков: смелость, решительность, умение ориентироваться на месте, силу воли, терпение, обаяние, доброту и многое другое.

 

Место, где находится санаторий, которое дети назвали Дом-гора, имеет свою легенду.

Раньше, когда на этой горе ничего не было, она принадлежала неким существам Снуллам. Гора по ночам светилась, словно кто-то зажигал изнутри окошки.  Её так и назвали –  Дом-гора или Стеклянная гора, потому что здесь находили горный хрусталь и разные самоцветы: аметисты, турмалины, цитрины, раухтопазы. Просто так находили, прямо под ногами, будто гора сама делилась своими богатствами. Местные много не брали, считали, что нельзя отбирать у горы сокровище. Потом пришли чужаки и стали добывать камни. Люди были жадны и раскурочили всю гору, не оставив ей сил восстановиться. А позже здесь нашли целебные источники и стали строить лечебницу. Гора стала сопротивляться: строения рушились, случались пожары, строители сбегали, пропадали люди, и однажды пропал новорожденный.

Старики поговаривали, что Хозяин горы наложил проклятье:

«Ты погубил моих детей, а я забираю твоих!»

Жители деревни строго-настрого запретили своим детям подходить к этой горе: «Кто на гору пойдет, навсегда пропадет!»

Прошло много времени, и санаторий все же построили. Все было хорошо, но стали поговаривать, что хозяин горы ищет новых детей, чтобы восстановить своё царство.

 

Клара знакомится с соседками по палате  – подростками с различными нарушениями центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, которых она описывает, сравнивая одну с бабой Ягой, других называет кикиморками, есть среди них и Шрэк, Фиона.

 

 

Вопрос:

Поделитесь, пожалуйста, какие прозвища «прилепились» с первых дней знакомства в вашем классе?

Ответы учащихся: Дылда, СмельЧак, Тихая и другие.

 

Упражнение «Мусорка» 

Героиня книги Клара, когда обнаружила пропажу конфет, яростно накинулась с кулаками на девочку.

 

 

Задание. Участники пишут на листах негативные эмоции, которые когда-либо были проявлены в гневе, от обиды, от отчаяния, и бросают в мусорное ведро, таким образом избавляясь от негатива.

 

 

Это могли быть эмоции: возмущение, гнев, раздражение, ненависть, злорадство.

 

 

 

 

 

 

 

После вопроса ведущей, кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки, рассказать никто не захотел. Но многие спрашивали, будет ли кто-то читать то, что они написали и выбросили в мусорку?

 

 

 

Клара вела дневник, но обнаружила, что кто-то делает записи в ее дневнике, как бы предсказывая события или общаясь с девочкой. Кто это может быть? Нет, это точно не соседи по палате.

 

 

Вскоре в санатории стали пропадать дети. Дети, которые решили, что они никому не нужны.

Каждый нормальный человек хотя бы раз задумывался о своей «миссии на Земле». Может быть, эта миссия как раз в том, чтобы помогать другим.

Если определился с миссией, то понимаешь свою значимость и нужность.

Я - робкая серая мышь, никакой из меня герой, мне бы в норе отсидеться.

Отсидеться точно не получится. Именно Кларе удаётся стать настоящим лидером в компании девяти  девочек и завоевать уважение мальчишек из соседних палат.

Клара точно знала, что она нужна, что дома её ждут, она верила, что не пропадет, в её помощи нуждаются другие.

«Я не боялась исчезнуть. Я была уверена в себе и своей необходимости. Я нужна маме, папе, бабушке с дедушкой, коту с крысой, куче всяких родственников и друзей, включая всех дворовых котов, брошенных собак и подстреленных воробьев. А сейчас я нужна своим кикиморам. Кто же еще их будет спасать?»

Вопрос:

- Вы уже задумывались о своей миссии на земле?

Ответ положительный.

 

В санатории были дети пьяниц, из малообеспеченных семей, брошенные, из детского дома. Детей из детского дома боялись больше всего, но как раз они были самой сплоченной командой, они крепко держались друг за друга. Взаимовыручка, чувство востребованности  и  способность ценить дружескую поддержку  –  всё это придает человеку уверенности в своей нужности. Индивидуализм, эгоизм, сознательное отдаление от коллектива   – путь в холодный мир Застеколья.

Вопрос:

Как вы думаете, какие у них эмоции и почему?

Ответы подростков: гнев, печаль, отчаяние, ложь, грусть, недоверие, страх; возможно, их предавали и не раз, обижали, били.

 

Однажды, забравшись на чердак, Клара с новой подругой Юлей обнаружили железную дверь с замком, но испугавшись, убежали оттуда. Позже они вернулись уже в компании друзей и увидели Стеклянного мальчика. Теклит оказался проводником. Он уводил детей в параллельный мир, в котором исполнялись их желания и мечты.

 

 

 

 

Мечты исполнялись, и они оставались там навсегда за стеклянной дверью, отдав все свои эмоции Снуллам.

 

 

Он буквально напитывался ими как вампир.

 

 

Задание. Угадайте детские эмоции на слайде.

 

 

Задание. Перечислите эмоции, которые вы испытываете ежедневно.

Ответы подростков: волнение, гнев, испуг, недоверие, радость, покой, раздражение, удивление, возмущение, удовольствие, тревогу и т.д.

 

Упражнение «Ассоциации»

Каждый участник выбирает человека из класса и называет, что он ему напоминает: растение, насекомое, животное.

В книге «Имена на осколках» похищенные дети превращены в зверей, многих герои узнавали по схожести с животным: Карик –  енотик, серый заяц – Женька, Лиза – ежик, Сеня – поросенок, Машка – кошка. Стали угадывать и многих угадали, те превращались обратно в детей (8 человек).

Вопросы:

На кого из животных похож ваш одноклассник? Будь он животным, птицей, вы бы узнали его среди других?

 

 

Ответы подростков: да, среди одноклассников некоторые похожи на зверей: енота, лису, белку, волка, ехидну, суслика, дятла.

 

В мире Застеколья множество коридоров и закрытых комнат. В каждой заключено по ребёнку: «Похоже, за каждой дверью исполнялось чье-то желание. Кто-то проживал ту самую жизнь, о которой мечтал».

В одной комнате — мальчишка пожирает конфеты. В другой — девочка, окружённая множеством кукол. В третьей — персонажи компьютерных игр ведут бесконечные бои.

Были моменты, когда главные герои уже поддаются обману, но решительность Клары спасает их от призрачного мира, куда они уже начинают «перетекать».

 

Упражнение «Тайная мечта (желание) раскрыта»

Участники выбирают из коробки каждый свою «мечту» и выдают её за свою, рассказывают о ней.

Это упражнение даёт возможность посмотреть на желание со стороны, пофантазировать и проявить себя творчески, что и сделали участники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание. Угадайте на слайде, о чем мечтали дети, которые находились в санатории.

 

 

Хрустальный мальчик, страдающий от неизлечимой болезни, мечтал, что станет футболистом (Когда-нибудь… Не в этой жизни).  А Валя мечтала о чёрном поясе по каратэ, стать знаменитым художником, пианистом, фермером или заводчиком коней. Но многие дети мечтали о самых простых вещах: о пирожных, конфетах, игрушках, играх. 

Вопросы:

- Чем вы можете пожертвовать ради своей мечты? На что вы пойдете, чтобы обладать тем, что хотите?

Снуллы пообещали Косте, что он увидит свою мать, если победит их, играя в шахматы. Его мать погибла при пожаре, когда ему было 3 года. Но в их мире всё возможно.

 

Библиотекарь: «Однажды Теклит может прийти за вами и позвать туда, где исполняются мечты».

Вопросы:

- Как не поддаться соблазну и не оказаться навсегда за стеклянной дверью? Как противостоять Снуллам, спасти себя и свои эмоции?

Решение одно: объединиться в команду и таким образом стать сильнее хозяина горы, ведь добро должно победить зло.

 

 

 

Упражнение «Плюс-минус»

Почему должен драться самый слабый из нас?

Чтобы стать сильным…

С чего ты взял, что он слабый? Просто у него другие сильные стороны.

 

 

Задание.  Назовите свои сильные стороны, затем слабые.

Ответы подростков: получилось так, что пока каждый думал о себе, находились такие, что стали вслух озвучивать «суперспособности», сильные стороны своих одноклассников: Кто-то обладает способностью решать конфликты и ссоры в классе, кто-то умеет задобрить классного руководителя, развеселить или даже взбесить и т.д.

 

В волшебных сказках герои получают чудесные средства или предметы, которые выполняют роль помощников, талисманов, оберегов и защиты.

 

 

 

Вопрос:

А какие они, настоящие дети, с живыми эмоциями?

 

 

Ответы подростков: непоседливые, шумные, смешные, капризные, озорные, смышленые.

 

В санатории все дети готовились к новогоднему утреннику, подбирали и шили костюмы, репетировали роли, готовили реквизит – все это сближало и делало дружнее ребят.

 

Задание «Новогодний концерт»

 

 

Участникам объявляется, что библиотекарь на время становится Снуллами и забирает 5 человек. Вернуть одноклассников можно, лишь проявив себя творчески (спеть, станцевать, рассказать стихотворение и многое другое).

 

 

 

Участники встречи с удовольствием спасали одноклассников:  исполняли песни, рассказывали стихи и анекдоты, показывали акробатические трюки.

 

 

 

 

 

 

Вопрос:

У героев книги оказался этюдник с важным содержимым внутри. Что было внутри этюдника, это было нужно Снуллам?

 

 

Ответ: в этюднике были самоцветы – души детей Дома-горы.

 

Получив самоцветы, Снуллы покинули Черный лес и горы.

 

Задание «Добавь в самоцвет добрые качества людей»

Соберите лучшие черты характера и наделите ими самоцветы.

Участники выбирают камень и присваивают качество: доброжелательность, смелость, жизнерадостность, добросовестность, заботливость, отзывчивость, активность

 

В одной из глав герои устраивают бурное обсуждение, что такое любовь, и даже придумали игру: передавая свечу, говорили имя и что любят.

 

 

Упражнение «Свеча любви»

Подростки говорили о том, что любят и делились своей «любовью» с одноклассниками. Называли любовь к стихам, книгам, прогулкам, сладостям, спорту, вязанию, рисованию….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снуллы покинули место, часть детей удалость спасти.

 

 

В дневнике писал Теклит, который покинул Дом-гору вместе с существом, так как  ему подарили вечность. Ведь мальчик так и не смог понять, что такое дружба, любовь, а значит, он не сможет жить среди людей».

Час размышлений дал возможность подросткам подумать о жизненных ценностях, о смысле жизни, о своей значимости и нужности в этом мире.

 

 

Шагнуть в магический реализм книги Кристины Стрельниковой «Имена на осколках».