ИЗМЕРЯЕМ МАМОНТА
24 июня в детской библиотеке имени Д.И.Менделеева библиотекарь 1-й категории Галина Михайловна Пожарова провела экскурсию в прошлое «Волшебные миры воображения. По следу мамонта» для учащихся пришкольного лагеря гимназии № 12.
Ребята познакомились с историей родного края, с жизнью далёких предков, с их образом жизни.
Пятнадцать тысяч лет до нашей эры, берег Иртыша...
Стадо мамонтов... Гиганты словно только что вышли из леса и вышагивают по берегу реки.
Место было выбрано неслучайно, палеонтологи до сих пор находят по берегам Иртыша останки древних животных.
Все вместе представили, что находимся в этом мире. Кругом пещеры, вокруг которых бродят мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи. А в этих пещерах живут два неугомонных, но очень мужественных и отважных племени.
Отправились по следу мамонта, как и одни из древних людей, пришедших на территорию нашего края. Поселение этих людей было найдено в 1967 году на низком берегу реки Иртыш, в 140 км к северу от г. Омска, в Саргатском районе Омской области, вблизи деревни Черноозерье.
Чтобы узнать, как жили наши предки, какие еще животные жили в нашей области, и где находили их останки, ребята послушали и посмотрели небольшое сообщение и узнали, что животный мир Омского Прииртышья в эпоху великого оледенения был очень богат и разнообразен.
Чтобы познакомить с профессией палеонтолога, поиграли в игру «Раскопки ведут ученые-палеонтологи». Детям дали кисточки. И они осторожно начали работать кисточкой, как палеонтологи. Какая была радость, когда находились разные части животных, скелеты которых обнаружили при раскопках в нашей области.
Нужно было не только найти части скелетов, но и прикрепить к ним правильно выбранные бирки с названиями животных.
Вместе с детьми решили измерить мамонта. Мамонты давно вымерли, как их измерить? Какого роста мамонт? Из сообщения ребята узнали, что рост мамонта – 5 метров. Как это можно наглядно объяснить детям? Вот что получилось.
Измерили и длину мамонта. Ребята узнали, что его длина 4 метра. Отмерили с помощью метровки и отметили на полу мелом. На этом расстоянии разместилось четверо ребят с вытянутыми руками.
А сколько весит мамонт? Самым трудным было измерение массы. Пришлось решать задачку. И с этим тоже справились.
Далее вышли на «Тропу охотников». Метали булыжник на дальность двумя руками.
Организовали и «охоту на мамонта». Охотники, держась за сеть, должны были загнать мамонта в яму-ловушку. Желающих быть охотниками оказалось мало, жалко стало мамонтов, как будто они живые.
Чтобы охота была удачной, принято было изображать ее процесс на стенах пещер. В этом задании племенам предстоит изобразить зверя, на которого они будут охотиться. Делалось это следующим способом: для каждого племени готовится лист ватмана; племена строятся друг за другом на некотором расстоянии от чистых листов и получают по одному маркеру; каждый участник может нарисовать лишь одну часть тела (голову, лапы, уши, хвост и т.п.), после чего он должен передать маркер дальше. Чем интереснее получится «наскальный рисунок», тем лучше!
Оба племени решили рисовать мамонтов.
Экскурсия в прошлое Омского Прииртышья закончилась. По репликам ребят («О, классно! Очень интересно! Я много узнал!») хочется думать, что им такое путешествие понравилось. В конце встречи ведущая пригласила ребят посетить Омский государственный историко-краеведческий музей.