ИЗМЕРЯЕМ МАМОНТА

 

24 июня в детской библиотеке имени Д.И.Менделеева библиотекарь 1-й категории Галина Михайловна Пожарова провела экскурсию в прошлое «Волшебные миры воображения. По следу мамонта»  для учащихся пришкольного лагеря гимназии № 12.

 

 

Ребята познакомились  с историей родного края,  с жизнью далёких предков,  с их образом жизни.

 

 

Пятнадцать тысяч лет до нашей эры, берег Иртыша...

 

 

Стадо мамонтов... Гиганты словно только что вышли из леса и вышагивают по берегу реки.

 

 

Место было выбрано неслучайно, палеонтологи до сих пор находят по берегам Иртыша останки древних животных.

Все вместе представили, что находимся в этом мире. Кругом пещеры, вокруг которых бродят мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи. А в этих пещерах живут два неугомонных, но очень мужественных и отважных племени.

Отправились по следу мамонта, как и  одни из древних людей, пришедших на территорию нашего края. Поселение этих людей было найдено в 1967 году на низком берегу реки Иртыш, в 140 км к северу от г. Омска, в Саргатском районе Омской области, вблизи деревни  Черноозерье. 

 

 

Чтобы узнать, как жили наши предки, какие еще животные жили в нашей области, и где  находили их останки, ребята  послушали  и посмотрели  небольшое сообщение и узнали, что животный мир Омского Прииртышья в эпоху великого оледенения был очень богат и разнообразен.

Чтобы познакомить с профессией палеонтолога, поиграли в игру «Раскопки ведут ученые-палеонтологи». Детям дали кисточки.  И они осторожно начали  работать кисточкой,  как палеонтологи. Какая была радость, когда находились разные части животных, скелеты которых обнаружили при раскопках в нашей области.

 

 

 

 

 

Нужно было не только найти части скелетов, но и прикрепить к ним правильно выбранные  бирки с названиями животных.

 

 

 

 

 

 

Вместе с детьми решили измерить мамонта. Мамонты давно вымерли, как их измерить? Какого роста мамонт?  Из сообщения ребята узнали, что рост мамонта – 5 метров.  Как это можно наглядно объяснить детям?  Вот что получилось.

 

 

Измерили  и длину мамонта.  Ребята узнали, что его длина  4 метра.  Отмерили с помощью метровки и отметили на полу мелом.  На этом расстоянии  разместилось четверо ребят  с вытянутыми руками. 

 

 

А сколько весит мамонт?  Самым трудным было измерение массы. Пришлось решать задачку. И с этим тоже справились.

 

Далее вышли на «Тропу охотников». Метали булыжник на дальность двумя руками. 

 

 

 

Организовали и «охоту на мамонта». Охотники, держась за сеть, должны были загнать мамонта в яму-ловушку. Желающих быть охотниками оказалось мало, жалко стало мамонтов, как будто они живые.

 

Чтобы охота была удачной, принято было изображать ее процесс на стенах пещер. В этом задании племенам предстоит изобразить зверя, на которого они будут охотиться. Делалось это следующим способом: для каждого племени  готовится лист ватмана; племена строятся друг за другом на некотором расстоянии от чистых листов и получают по одному маркеру; каждый участник может нарисовать лишь одну часть тела (голову, лапы, уши, хвост и т.п.), после чего он должен передать маркер дальше. Чем интереснее получится «наскальный рисунок», тем лучше!

Оба племени решили рисовать мамонтов.

 

 

 

 

 

Экскурсия в прошлое Омского Прииртышья закончилась. По репликам ребят («О, классно! Очень интересно! Я много узнал!») хочется думать, что им такое путешествие понравилось. В конце встречи  ведущая пригласила ребят посетить Омский государственный историко-краеведческий музей.