ГДЕ ДОМ И ДЫМ...

 

В декабре подведены итоги нового литературного конкурса «Короткий список, или Саламандра».  Основная задача конкурса - помощь издательствам в поиске новых авторов. И результат конкурса - это выбор издателей, какие же тексты они хотят видеть опубликованными. В первом сезоне сразу четыре издательства отдали предпочтение повести Александры Зайцевой «Где дом и дым глубин и алый». 

 

 

К концу года библиотекари омских муниципальных библиотек традиционно обсуждают тексты литературных конкурсов. Несколько лет отдавали предпочтение «Книгуру», в этом году специалисты 15 библиотек познакомились с произведениями нового конкурса. Предлагаем вам отзыв на повесть А.Зайцевой от Светланы Николаевны Фатьяновой из Первой детской (модельной) библиотеки:

«Чарующая полифония подтекстов...

Текст - откровение.

Текст - проникновение.

Бывают такие тексты, которые просто в буквальном смысле звучат при чтении: слышится скрип половиц и дверей с несмазанными петлями, чувствуется ветер, наполненный солеными каплями давно пересохших озер, ощущается на языке крепость кофе и терпкость дикой вишни с медом, оглушает таинственная какофония звуков Персидских торговых рядов и возникает непреодолимое желание вглядываться в темноту смежных миров, надеясь найти там выход из лабиринта подсознания и самоанализа.

 

 

Повесть «Где дом и дым глубин и алый» о бесконечном пути, о времени вне времени, о периоде, когда прошлого как будто нет, а будущего пока просто не существует. В таком состоянии между прошлым и будущим (есть мнение, что именно этот миг называется жизнь) есть возможность понять свое предназначение, познать себя и обрести гармонию.

Любопытно, что текст настолько многослоен и необычен, что во время чтения не покидает чувство процесса погружения. И в тот самый момент, когда возникает ощущение, что ты проник в тот самый смысл истории, разматывается новый виток повествования, и вновь ты по-прежнему в самом начале пути.

История с интригующим названием начинается в том момент, когда трое людей (женщина, девочка-подросток и мальчик-дошкольник) стоят во дворе дома.

Стоят и ждут. Они устали с дороги, им просто катастрофически необходим отдых, они добирались на перекладных машинах, потому что им нельзя оставлять следы, ведь в их судьбе случилось внезапное, горькое бегство, но они просто стоят в центре двора и смотрят в темную галерею арок дома.

Почему же они не заходят внутрь этого странного дома, который будто «нигде не начинается и нигде не заканчивается, замыкая пространство двора в четкий квадрат»?

Все просто, войти в дом по-настоящему можно лишь с согласия его хранителей, его постоянных жителей, отказать в приеме гостям невозможно лишь по родству, остальных чужаков они не жалуют.

Сама идея одномоментного сосуществования реальности с житейскими проблемами и линейным течением времени и таинственной «изнанки» дома с его постоянными жителями, которые могут быть снаружи, но и легко погружаются внутрь в глубину дома, который как живой организм состоит из множества коридоров, ведущих в любое место и в любое время мироздания, идея смежности миров  и реальности нереальных на первый взгляд событий впечатляет.

Дом с галерей арок выполняет роль хранителя истории, он как бы является доказательством того, что будущее никогда не возникает из неоткуда. Постоянные жители уверены, что сохранение истории, традиций дарит возможность продолжения жизни, а крепость духа и стен напрямую зависит от крепости фундамента и родства, в этой формулировке так четко читается параллель дома как строения с живым организмом.

Герои повести в иносказательной форме гадальных карт говорят о том, что порой мы движемся вперед  будто с завязанными глазами, не стремимся понять суть происходящего, делаем дело, не вкладывая душу, и даже не замечаем, насколько мы можем быть одиноки и несчастны.

В каждом из нас живут свои монстры, своя боль, «никогда не знаешь, что человека ест изнутри», создается впечатление, что автор как бы подводит читателя к мысли, что абсолютного добра не существует, как и абсолютного зла, всегда можно найти что-то стоящее даже в совсем пропащем человеке, от которого хочется бежать на край света, надо лишь захотеть увидеть. Герои повести видят, путешествуя во снах.

Троих гостей, которых пригласит войти постоянная жительница Дома тетя Руза, ожидает встреча с домом по-настоящему.  Девочка-подросток Лена задумается над тем, как же легко можно сойти с ума, когда абсолютно нереальные вещи становятся  реальностью.  Именно ей предстоит буквально за руку пройтись по смежным коридорам пространства с Хозяйкой дома и научиться видеть суть, заглядывать в прошлое веков  и путешествовать во снах, встречая там не только красоту, но и уродство, и именно ей предстоит научиться принимать это уродство.

Создается впечатление, что у дома припасен свой маршрут для каждого жителя, ведь когда Лена пытается поговорить с Мариной о путешествиях в доме, та, не отрицая уникальность дома, уходит от разговора.

Уточню, Марина познакомилась с отцом Лены и Диника в больнице, где угасали две женщины, хранительницы домашнего очага: мама Марины и мама детей. И после смерти обеих обе семьи как бы лишились дома. Затем Марина вошла в семью Лены и Диника, но жизнь приготовила для них ряд тяжелых испытаний.  К слову, именно от отца, который будто сошел с ума, не справившись с болью утраты, совершила бегство Марина, забрав с собой детей.

Любовь к отцу, благодаря познанию философии дома, пересилит страх перед его «демонами». Лена сообщит ему, где они спрятались, и отец приедет к ним, приедет, чтобы остаться навсегда. Постоянные жители поверят ему, поверят в искренность его действий, и впустят его в глубину дома, ведь рано или поздно для каждого приходит время возвращаться домой, становиться собой и закладывать свой собственный фундамент внутреннего дома, как символа любви, семьи и  родства.

И ещё, важно – порой что-то просто существует, вопреки здравому смыслу и законам логики, –  и это замечательно».