В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ С АЛИСОЙ И ЧЕВОСТИКОМ

 

28 октября  в рамках цикла «С Алисой в лабиринтах наук» сотрудники детской библиотеки им. Лизы Чайкиной отправились с Алисой и Чевостиком в химическую лабораторию и взяли с собой 25 ребят 3 «а» класса школы № 47.

 

 

 

Ребята сразу попали в химическую лабораторию, но их встречало необычное существо.

 

 

 

Чевостик, так его звали, сам рассказал о себе: что живет он в библиотеке  на книжной полке у дяди Кузи, что придумала его писательница Елена Качур, что он очень любознательный и любит путешествовать, и при помощи прибора Времяскок совершил путешествия сквозь пространство и время. И вот однажды, изучая астрономию, побывал на других планетах, заглянул в будущее и там познакомился с замечательной девочкой Алисой Селезнёвой и даже пригласил её в гости.

 

 

А сейчас он увлёкся другой наукой – Химией и пришёл в химическую  лабораторию, чтобы научиться делать химические опыты. И только он думал начать, как неожиданно заиграла космическая музыка  и появился космический корабль «Пегас», а в иллюминаторе Чевостик увидел Алису.  

 

 

Алиса  рассказала ребятам о себе, про свои  увлечения и путешествия, о которых замечательный писатель Кир Булычев рассказал в книгах.

 

 

А также она рассказала о своих друзьях из книги «Миллион приключений», об их необычных исследованиях и изобретениях в биологической лаборатории.

Но приход ученых-химиков настроил всех на рабочий лад.

 

 

Ученые рассказали, что химия – это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращениях, то есть о химических реакциях. И что все вещества состоят из атомов и молекул.

 

 

А чтобы ребятам было понятно, предложили сыграть в игру «Атомы – молекулы»: все они атомы, свободно передвигаются по залу; когда ведущий назовет цифру 2,3,4 или 5, они должны быстро объединиться по столько человек, то есть образовать молекулу.

 

 

 

Начинающих химиков познакомили с  химическими  приборами: с колбами, мензурками, химическим стаканом и пробирками.

 

 

 

 

 

После этого ребята закрепили услышанное, выполнив задание: соединяли карточки с изображениями приборов с их названиями.

 

 

 

 

 

Чтобы показать, как увлекательна химическая наука, приступили к опытам.

 

Опыт 1. Как отличить кислоту от щелочи.

Разлив сок краснокочанной капусты в три стакана, добавляли в один соду – щелочь, сок стал синим, в другой лимонную кислоту – красный цвет, в третий – уксусную кислоту, цвет  сока  тоже стал красным.

 

 

 

 

 

 

 

Опыт 2. Как химики надувают шарик.

В колбу налили уксус (разновидность кислоты). С помощью воронки в шарик насыпали пищевую соду (разновидность соли). Аккуратно надели шарик на колбу, высыпали соду в колбу.

 

 

При смешивании этих двух веществ произошла бурная химическая реакция с выделением углекислого газа, который имеет свойство заполнять весь отведенный ему объем. Шарик надулся.  

 

 

 

Опыт 3. Образование пены.

В три бутылки насыпали красители разных цветов.

 

 

Добавили перекись водорода, перемешали.

 

 

Отдельно развели пакетик сухих дрожжей и постепенно разлили по бутылкам. Произошла химическая реакция с образованием большого количества пены. Ребята были в восторге.

 

 

 

Опыт 4. Поиск крахмала.

В колбу насыпали крахмал и развели его водой.

 

 

Добавили йод. Раствор поменял цвет на тёмно-синий.

 

 

Предложили ребятам проверить, содержится ли крахмал в картофеле, при помощи ватных палочек и йода.

 

 

Ребята увидели, что коричневый цвет йода  поменялся на черно-синий, и это доказало наличие крахмала в картофеле.

 

 

 

 

 

 

А дома ребятам посоветовали провести опыт с творожной массой или сметаной разных производителей. Если в каком-то продукте йод поменяет цвет на темно-синий, значит, туда добавлен крахмал.

 

Опыт 5. Молочная палитра.

В цельное молоко насыпали пищевые красители, в крышечки налили средство для мытья посуды.  

 

 

 

 

 

 

Ребята смачивали ватные палочки средством для мытья посуды и прикасались её кончиком к  поверхности молока.  Средство для мытья посуды вступает в реакцию с молекулами жира молока. Молоко начинает двигаться, и цвета перемешиваться.

 

 

 

 

 

 

 

Получилось красиво, ребятам очень понравилось. 

 

Ученые-химики показали ребятам книги, в которых можно найти как проведенные опыты, так и многие другие.

 

 

 

В заключение мероприятия Алиса предложила сфотографироваться на память в космическом корабле «Пегас».

 

 

 

 

 

Наталья Горбунова

 

Besucherzahler
счетчик посещений