БЛОГЕР-ПАСТУШОК
24 февраля Ольга Александровна Пунько из библиотеки имени Н.Г.Чернышевского провела для учеников СОШ №151 «урок увлекательной книги» «Блогер-пастушок». В качестве увлекательной книги заслуженно выступила повесть Станислава Востокова «Прокопий Капитонов».
В 2020 году эта повесть вошла в короткий список 11-го сезона «Книгуру», а в читательском голосовании, которое проходило на сайте конкурса, заняла достойное второе место. Также книга включена в каталог «100 лучших новых детских книг для детей и подростков» за 2021 год.
Популярный детский писатель Станислав Востоков удивительным образом объединил в сказочной повести поморскую деревню и современный мир интернета. Мальчик девяти лет, приехавший погостить в северную деревеньку Кочка, по просьбе председателя становится пастухом. Пастух в деревне - лицо важное. Прокопию доверяют стадо коров, скучать совсем некогда. В Кочке случаются чудеса в виде знакомства с «говорящим» козлом, и разве это не повод, чтобы завести свой блог в интернете?.. Далее разворачиваются детективные события вокруг ценных вещей - серебряной ложки и вилки, подарка самого царя Петра Первого!
После знакомства с сюжетом книги ребятам было предложено вспомнить и назвать плюсы и минусы жизни в сельской местности. Многие дети бывают за городом и не понаслышке знают о деревенских трудностях и радостях.
Первое, что школьники называли из плюсов, это, конечно же, чистый воздух. А затем - свои овощи и ягоды, грибы в лесу, большое пространство для игр и прогулок, тишину. С ответом о минусах в селе ребята немного затруднялись, оно и понятно, дети так же, как и Прокопий, приезжают на каникулы в село только летом, отдыхать. Но все-таки назвали главный минус: бывают проблемы с интернетом.
На вопрос библиотекаря, смогли бы вы вести свой блог в деревне, ученики откликнулись положительно.
Библиотекарь раздала карточки с домашними животными и птицами. Подготовившись, ребята выходили к доске и как блогеры рассказывали о своем животном.
Ученики соревновались в разгадывании деревенских загадок:
То она печёт блины, то показывает сны (печь).
Две верёвки и доска унесут под облака, вверх и вниз, назад, вперёд, а потом наоборот (качели).
Есть квадратная нора, ниже круглая дыра. Брошу я ведро в дыру и воды в ней наберу (колодец).
Учились произносить скороговорки:
Раз-дрова, два-дрова, три-дрова!
Дровоколорубы рубили дубы.
Пошла Поля полоть в поле.
Вместе с библиотекарем вспоминали игры, в которые обычно играют за городом и во дворе: прятки, жмурки, казаки-разбойники, вышибалы, «съедобное-несъедобное» и многое другое.
Библиотекарь предложила ребятам поиграть на перемене в старинные поморские игры. Поморы всегда были рыбаками, и одна из игр так и называется - «Рыбак и рыбки».
Правила игры-догонялки:
На площадке чертится круг. В центре рыбак сидит на корточках. Играющие вокруг- рыбки:
- Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок!
На последнем слове рыбак вскакивает и ловит рыбок. Пойманные рыбки садятся на лавочку.
Похожая игра - «Ловишка-козлик».
Играющие выбирают козлика и произносят потешку:
Козлик серенький, хвостик беленький!
Мы тебя напоили, накормили!
Ты нас не бодай, в ловишку поиграй!
После этого игроки разбегаются в разные стороны, а козленок-ловишка старается догнать и забодать.
Урок увлекательной книги для младших школьников прошел интересно и познавательно. Ребята не только вспомнили о жизни в селе, но и узнали нового автора и его произведения, кто такие поморы, каков их быт, как с пользой можно отдохнуть на летних каникулах в деревне.