Вспоминая Мастера…

«С именем нашего земляка, выдающегося педагога, талантливого музыканта, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Московской консерватории Юрия Исаевича Янкелевича связано не только развитие, но настоящий триумф советской скрипичной школы».

Александрова, Л. К столетию профессора Янкелевича / Л. Александрова // Новое обозрение. – 2008. – 20-26 авг. (№ 33). – С. 7.


«Имя Юрия Исаевича Янкелевича широко известно в музыкальных кругах страны и за рубежом.

Он родился 7 марта 1909 года в семье известного в Омске юриста И.Л. Янкелевича. Исай Леонтьевич был знатоком и любителем музыки и фанатом скрипки. При его содействии в Омске была открыта музыкальная школа и по его инициативе организовано Омское филармоническое общество, проводились концерты юных музыкантов».

Ученики скрипача на его Родине // Омский вестник. – 1997. – 16 окт. – С. 10.


«В смутное время гражданской войны семья Янкелевичей оказалась в нашем городе. Они поселились в деревянном доме на углу Почтовой и Учебной улиц. В 9-летнем возрасте Юрий начал обучаться игре на скрипке. Первым его педагогом был А.А. Берлин (1896-1961), оставивший заметный след в культурной жизни Омска. Он окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки, его учителем был знаменитый Л.С. Ауэр. С 1916 года А.А. Берлин преподавал в музыкальной школе Омского филармонического общества, возглавлял ее с 1917-го по 1919 год. Организовал струнный квартет, играл в нем первую скрипку, устраивал вечера камерной музыки.

Но Юрий Янкелевич занимался у Берлина недолго: уже во второй половине 1921 года Берлин уехал в Ташкент, а затем в Москву. Вероятно, юный скрипач продолжал свое образование на первой ступени Омского музыкально-педагогического техникума, открытого на базе так называемой Единой музыкальной школы трех ступеней. В литературе встречаются сведения, что Юрий Исаевич окончил техникум по классу скрипки М.И. Колотухина, но они недостоверны. Дело в том, что выпускником Петербургской консерватории Колотухин приехал в Омск только в августе 1924 года. Янкелевичи же уехали из города уже во второй половине 1923 года…

В те годы в Омске были по крайней мере два прекрасных педагога, каждый из которых мог благотворно повлиять на дальнейшее развитие способностей Юрия: выпускник Петербургской консерватории А.В. Буздыханов – первый директор музыкального техникума, затем 2-й музыкальной школы, организатор и дирижер симфонического оркестра, и Г.П. Джигиль, окончивший Московскую консерваторию у профессора Гржимали. Бывший капельмейстер войскового оркестра Сибирского казачьего войска. Но все же с уверенностью назвать имя омского наставника Юрия я пока не рискую…

Творческая биография Ю.И. Янкелевича связана с Омском еще одной тоненькой ниточкой. Здесь 14-летним мальчиком он впервые выступил в открытом концерте, блестяще исполнив виртуозную «Интродукцию и рондо каприччиозо» К. Сен-Санса. Это был тот самый, вошедший в историю музыкального Омска концерт, состоявшийся 25 августа 1923 года, благодаря которому были собраны средства для поездки в Московскую консерваторию будущего известного композитора Виссариона Шебалина. С 1923 года и Юрий начал заниматься у профессора Ленинградской консерватории И.Р. Налбандяна, позже переехал в Москву, окончил в 1932 году Московскую консерваторию, затем аспирантуру у крупнейшего скрипача и педагога А.И. Ямпольского. Вот так начиналось восхождение Мастера к вершинам педагогического искусства».

Белокрыс, М. Вспоминая Мастера… / Михаил Белокрыс // Нос (Новое омское слово). – 1999. – 4 марта (№ 9). – С. 11.


«В 1930-1937 годах Ю.И. Янкелевич был заместителем концертмейстера оркестра Московской филармонии, в дальнейшем сосредоточился исключительно на педагогической деятельности: преподавал в Центральной музыкальной школе, Музыкальном училище при Московской консерватории и в Консерватории (сначала как ассистент Ямпольского, затем вел собственный класс, заведовал кафедрой). Серьезно занимаясь теорией скрипичной игры, он создал ряд ценных методических трудов. Янкелевичем было воспитано порядка 200 скрипачей, среди них – ведущие артисты конца XX века: Виктор Третьяков, Владимир Спиваков, Татьяна Гринденко, Павел Коган, Дора Шварцберг, Александр Брусиловский. Маэстро создал свою скрипичную школу, традиции которой в России и за рубежом продолжают его ученики».

Александрова, Л. К столетию профессора Янкелевича / Л. Александрова // Новое обозрение. – 2008. – 20-26 авг. (№ 33). – С. 7.


«…профессор Версальской консерватории Александр Брусиловский поделился своими воспоминаниями о замечательном педагоге Юрии Исаевиче Янкелевиче:

– Когда в работе с моими студентами я ищу решения той или иной проблемы, то зачастую мысленно обращаюсь к годам моей учебы в классе Юрия Исаевича Янкелевича и спрашиваю себя: а что бы здесь посоветовал мой учитель? Как ни странно, прямой ответ получить практически никогда не удается, наверное, лишь потому, что уникальность педагогического гения просто невозможно воспроизвести.

Основные принципы его творческого метода я очень твердо запомнил и всегда пытаюсь передать моим ученикам. В работе над техникой скрипача мой профессор прежде всего воспитывал в нас умение «петь» на скрипке даже в самых виртуозных пассажах. Техническая свобода при этом никогда не являлась самоцелью, а была лишь средством достижения художественной выразительности.

Янкелевич неустанно повторял нам, что одного технического совершенства никак не достаточно для постижения скрипичного искусства и достижения его вершин. Без эрудиции, постоянного интереса к повседневной жизни, интереса к другим видам искусства невозможно становление артиста. Каждый урок у Янкелевича был неповторим, всегда превращался в настоящий праздник, профессор без устали дарил нам радость…»

Брусиловский, А. Каждый урок был неповторим / Александр Брусиловский // Омская правда – Намедни. – 2011. – 9 марта. – С. 12.


«Виктор Третьяков: «Юрий Исаевич обладал истинной культурой большого художника. Это чувствовалось и проявлялось во всем: в его суждениях о музыке, литературе, живописи, в его творческих вкусах. В его доме музыка звучала с утра и до позднего вечера: то играли ученики, то слушали записи. Юрий Исаевич почти никогда не был в одиночестве, не замыкался в собственных заботах и проблемах. К нему первому спешили с горестями и радостями. Он был первым товарищем в беде. Всегда о ком-то заботящийся, что-то устраивающий, кому-то помогающий. Его жизнь – незабываемый пример для нас, его учеников, и не только музыкантов. Пример мужества и высокого служения любимому делу»».

Притульчик, Е. К столетию Мастера: I Международный конкурс скрипачей им. Ю.И. Янкелевича / Елена Притульчик, Наталия Чернега // Омское наследие. – 2009. – № 5. – С. 4-17.

© БУК г. Омска "ОМБ", 2011 - 2024

Besucherzahler date single beautiful Russian Brides
счетчик посещений